100 рублей за вход в автобус

В столицу Татарстана ездят со всей республики: учиться, работать, транзитом до Москвы. Однако на выходные и праздники большинство приезжих предпочитают возвращаться домой. Многие покупают билет на автовокзалах, но у челнинцев есть возможность сесть на автобус на Советской площади.
Считается, что так быстрее и дешевле. Уикенд - горячая пора для частников, занимающихся пассажирскими перевозками. Корреспонденту «КВ» довелось узнать, каким образом частные фирмы наживаются на желании провинциальных путешественников побыстрее оказаться на малой родине.
АвтоатакаВ выходные и я решила съездить в Челны. С дорожной сумкой в одной руке и ноутбуком в другой подхожу к импровизированной остановке. На площади толпа. В основном студенты - замерзшие, уставшие от зачетов, но не теряющие надежду занять заветное место в автобусе. Время идет. Холод все ощутимее. Парни и девушки подпрыгивают на месте, забегая время от времени в ближайший магазинчик погреться. Наконец подъезжает автобус. Толпа с ликующими криками атакует транспортное средство. Но у входа по непонятным причинам образуется пробка. В салон с трудом протискивается несколько человек, и автобус уезжает.
- Автобус с вокзала почти полный шел, - объясняет усатый мужчина-диспетчер.
Именно он сажает пассажиров, собирает деньги за проезд, отвечает на телефонные звонки. Хороший такой дядечка. В будни, когда желающих попасть в автоград не так много, и сумку поможет до автобуса донести, и разрекламирует свой транспорт. А все ради того, чтобы таксисты не перехватили клиента.
Пассажиры по блатуЗатем подъезжает «фордик». Замерзшие студенты кидаются к автомобилю, едва его не опрокинув. Диспетчер делает едва заметный знак двум девушкам, стоявшим рядом со мной, и услужливо распахивает перед ними переднюю дверцу. Отталкивая наглецов, желающих занять это место, пропускает «своих». Еще один «Форд», еще... С того момента, как я пришла сюда, прошло уже полтора часа.
- Почему нет нормальных автобусов? - возмущается женщина с сынишкой лет пяти. - Издеваются, что ли?
Наконец-то дождались - подошел просторный «Хендай». А дальше все по привычному сценарию. Та же пробка у входа. Усатый дядечка с трудом сдерживает недовольную толпу. Напирают студенты будь здоров - аж кости у диспетчера трещат. Но пробраться в теплый салон опять удается немногим. Зато несколько подозрительных личностей, подошедших к передней части автобуса, непонятно почему попадают-таки внутрь.
Время идет. От холода немеют руки и ноги. Оставшиеся, а их не так уж и мало, стараются держаться поближе друг к другу. Прячут носы в меховые воротники и шарфы. Двое молодых людей подходят к диспетчеру, о чем-то его спрашивают. Один сует ему какую-то бумажку,  которую дядечка быстро прячет в карман. Сто рублей! Вот это да... Значит, только чтобы просто залезть в автобус, нужно заплатить стольник. А выпускать будут, наверное, за двести, ехидничают в очереди. Меня факт принародного взяточничества уже не возмущает. И рада бы дать денежку этому улыбчивому дядечке, только чтобы оказаться в теплом автобусе, но в моем кошельке всего 350 рублей.
Последняя надежда- Сейчас будет последний автобус! - объявляет диспетчер.
Возмущение толпы достигает апогея - диспетчера с криками окружают.
- Билеты по четыреста рублей, - чуть тише сообщает он.
Недовольный ропот:
- Всегда за триста ездили! В честь чего цены подняли?
Пробормотав что-то про дорогую солярку, диспетчер отходит в сторону.  Появляется последний автобус. Безрезультатно потолкавшись, понимаю, что поездку домой придется отложить. «Хендай» уезжает.
- Где такси? - подбегаю к диспетчеру.
- Уехали уже давно, - разводит он руками. - Сейчас если и будут, то только за тысячу. Кому охота машину по холоду гонять?
Понуро плетусь к остановке... и - о, чудо! Сверкая фарами, по дороге важно плывет, видимо, самый последний автобус. Перепрыгивая через сугробы и расталкивая всех, кто попадается на пути, влетаю в салон. Врезаюсь в оторопевшего водителя.
- Сколько у вас проезд?
- Триста рублей, - растерянно отвечает он. 
Облегченно вздыхаю и плюхаюсь на сиденье. Но тут в автобус заходит диспетчер и что-то шепчет водителю.
- Билет четыреста рублей, оказывается, - вполголоса сообщает тот.
Сами знаете, сколькоПассажиры рассаживаются. Мест всем хватило, зачем было панику устраивать? Начинается самое интересное - собирают деньги, но вслух цену за билет не называют. Пассажиры беспокойно спрашивают друг друга, сколько стоит проезд. Моя соседка отдает пятьсот и получает сто рублей сдачи. Доходит очередь до меня. Сую мужчине триста. Он недовольно показывает указательный палец - мол, еще сотку. Развожу руками и отворачиваюсь к окну. Но дядечка настойчиво трясет меня за плечо, а выражение его лица не предвещает ничего хорошего. Отдаю последний «полтинник».
- Давайте в Челнах доплачу, - уговариваю мужичка. - Нет больше, правда.
Махнув рукой, он оставляет меня в покое.
Путь домойПоездка домой - всегда радостное событие. Но частенько автобусы ломаются: то солярка при сильном морозе мерзнет, то с мотором какие-то неполадки. Вот и во время этого памятного путешествия в салоне вдруг запахло горелым, автобус задымился. Минут через пятнадцать проблема была устранена, но, как говорится, осадочек-то остался.
Казалось бы, ситуация не стоит выеденного яйца - ведь можно уезжать «официально», с вокзала. Но тогда билеты придется покупать заранее. А ведь порой не знаешь точно, когда удастся выкроить время, чтобы навестить родной город. У кого-то плавающие выходные. У студентов может быть перенесен экзамен. А так удобнее - приезжаешь на Советскую, а тебя автобус ждет!
- Постоянно у них какие-то проблемы! - ворчит моя попутчица. - Мне, например, очень неудобно с автовокзала уезжать. Обидно за такое невнимательное отношение к пассажирам.
В руководстве фирмы, занимающейся пассажирскими перевозками, нас заверили, что плату за проезд поднимать пока не планируют. Она остается прежней: 250 рублей из Челнов до Казани и 300 - из столицы до автограда. А в новогодние праздники курсировали так называемые коммерческие рейсы. Поэтому пассажирам приходилось доплачивать. Но скоро автобусы в Казани можно будет заказывать заранее и уезжать прямо с остановок, утешили нас. И заверили, что таким образом удастся ликвидировать толпу на Советской площади.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ «КВ» попросили ответить на три вопроса: 1. Имеют ли право частники произвольно устанавливать плату за проезд на междугородних автобусах? 2. Куда обращаться с жалобами на их некачественное обслуживание? 3. Кто отвечает за безопасность пассажиров во время поездки? 
КОММЕНТАРИЙ министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленара Сафина:
- Первое. В соответствии с действующим законодательством перевозки пассажиров автобусом подразделяются на регулярные и перевозки по заказам. Регулярные - по межмуниципальным маршрутам республики - осуществляются на основе заключенных контрактов с Министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ по итогам проведенного открытого конкурса по предоставлению права обслуживания пассажиров и перевозки багажа на межмуниципальных автобусных маршрутах.
Законом Республики Татарстан от 13 ноября 2006 г. №70-ЗРТ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан» установлено, что пассажирские перевозки по регулярным межмуниципальным маршрутам осуществляются от автовокзалов, пассажирских автостанций.
Требования к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров по заказу определены Постановлением правительства РФ от 14.02.2009 №112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Лицензированию перевозки пассажиров по заказу не подлежат и осуществляются на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Судя по статье, автор воспользовалась услугами заказных перевозок. В соответствии с Постановлением Кабмина РТ от 15.06.2010 №468 «Вопросы Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам» установление тарифов на услуги транспорта относятся к компетенции Государственного комитета РТ по тарифам. Они устанавливаются для перевозчиков, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки по межмуниципальным маршрутам и имеющих контрактные отношения с министерством транспорта. При заказных перевозках стоимость оплаты проезда определяется непосредственно фрахтовщиком транспортного средства и фрахтователем.
Второе. Обращаться с жалобами на некачественное обслуживание на регулярных межмуниципальных маршрутах нужно в Министерство транспорта РТ. Правом составления протоколов об административных правонарушениях за нарушение правил перевозки пассажиров и багажа по заказу наделены сотрудники Управления государственного автодорожного надзора по Татарстану Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Третье. Ответственность за обеспечение безопасности пассажиров в пути следования несет водитель транспортного средства и хозяйствующий субъект, предоставляющий услугу по перевозке пассажиров.

КВ
Лента новостей