Как вернуть газетам подписчиков?

Редакции газет и журналов каждую подписную кампанию ожидают с тревогой: достаточно ли наберется подписчиков, чтобы остаться на плаву? И ломают голову над задачей, что предпринять, чтобы вернуть былой размах российскому рынку распространения печатных СМИ.

Итак, в один из дней я напросилась в помощники к почтальону с почти 10-летним стажем Ирине Ивановой (имя и фамилия по ее просьбе изменены).

Вымирают

Рабочий день почтальона начинается в 7 утра. Часа два уходит на то, чтобы рассортировать корреспонденцию по адресам, и примерно в девять мы с Ириной отправляемся на ее участок. Времена, когда почтальоны ходили с толстой сумкой на ремне, ушли безвозвратно. Теперь они тянут за собой тележку, а в дни, когда наплыв корреспонденции, сверху еще пакет кладут да в два захода разносят.

- Я за раз справляюсь, - говорит Ирина, - участок небольшой. А некоторым почтальоншам достается. В тележке помещается 40 кг, да в руке килограммов 10. К вечеру без рук остаемся. Тем, кто работает в старых районах города, где нет тротуаров, а только козлиные тропки, вообще несладко приходится. Попробуй-ка потаскай от дома к дому 40 кг, особенно зимой, когда все заносит снегом.

- Помнится, раньше газеты развозили на машинах по домам, - с усилием вытаскиваю из рытвины тележку.

- Было такое, но сейчас, когда подписки очень мало, содержать машину накладно. Вот в этом доме (мы подошли к невзрачной двухэтажке послевоенной постройки. - Р.М.) на 20 квартир всего четыре подписчика. Раньше их было гораздо больше. Повымирали...

- ?!

- Живут в таких домах в основном пенсионеры, - объясняет Ирина. - Они самые активные подписчики. Только и их с каждым годом становится меньше. Пенсия не успевает за ростом стоимости подписки, старикам денег не хватает на самое необходимое. Да и век их короткий. За год в этом доме умерли две бабушки - мои самые верные клиентки.

Забота

- Неужели всех клиентов знаете в лицо? - мы уже перешли к пятиэтажке.

- Конечно, они ведь у нас на вес золота. На них держится наша работа, - отвечает Ирина, успевая при этом здороваться с жильцами. - Если один раз упустишь постоянного подписчика, то в следующий раз очень трудно его вернуть. Вот раньше, когда мы раздавали пенсии, было хорошо. Пока заполнишь ведомость, пересчитаешь деньги - разговоришься. Расспросишь о житье-бытье, расскажешь, о чем пишут в газетах, заинтересуешь, глядишь, и выпишет что-нибудь почитать. Мы для них были как связующее звено с внешним миром. Было общение. Ушли от нас пенсии, и подписка сократилась.

- Подождите меня внизу, а я на пятый этаж сбегаю, - неожиданно попросила Ирина и спустя пять минут объяснила: - Клиентка выписала газету только при условии, что я ей буду домой заносить. Согласилась, а куда деваться? Мы стараемся всегда идти навстречу подписчикам. Кому до квартиры письма доносим, кому-то в дверь звоним в знак того, что почта пришла. А еще хорошо, что нам разрешили проводить самостоятельно подписку на дому.

Воровство

- А к чему такие предосторожности? - мы с трудом втаскиваем хоть и немного полегчавшую, но все еще тяжелую тележку по лестнице в подъезд высотки.

- Сейчас увидите, - открывая дверь девятиэтажки, заметила Ирина. Ну и зрелище! Искореженные, со сломанными дверками, со следами старой краски почтовые ящики-уродцы.

- Вот как в таких ящиках оставлять почту? - возмущается Ирина. - А ведь некоторые выписывают дорогие журналы, приходят квитанции на денежные переводы и прочая корреспонденция. Между прочим, если что-то пропадает (а это довольно часто случается при таких условиях), ответ приходится держать мне. Вторая причина отказа от подписки, после дороговизны, по мнению жильцов, - отсутствие или неудовлетворительное состояние почтовых ящиков. В этой пятиподъездной девятиэтажке всего 20 (!) подписчиков, а квартир более двухсот!

Дармовщина

Мы обошли всего три дома, а рука моя, тянувшая тележку, уже устала.

- Ирина, вот вы говорите, что подписчиков мало, а что же поклажа у нас такая тяжелая?

- Сегодня день раздачи бесплатных «толстушек» (еженедельных газет). Морока одна нам с ними. Прибыли почтальону около 20 копеек с одной газеты, а работы!.. И это еще полбеды. Бывает, что все ящики забиты рекламными изданиями и прочими газетами, которые вкладывают альтернативные доставщики.

Дорого

- Вы можете себе представить, что на весь участок у меня выписана всего одна (!) «Комсомольская правда» и три экземпляра «Известий»?! - выговаривала явно накипевшее Ирина. - Кто же будет выписывать газеты при таких бешеных расценках - 1080 рублей за полугодие! Но и 200 рублей для бабушки, у которой пенсия 3 тысячи, ноша непосильная. Она лучше бесплатную газетенку дождется или в киоске купит. Многие так поступают.

Опасно

Обойдя две высотки, мы вышли к частному сектору. Это была не наша территория, но я не удержалась от вопроса о собаках, мол, случается, что кусают?

- Бывает. Случается, и люди несдержанные (или больные) нападают, - спокойно ответила Ирина. - Но не это главная неприятность в работе почтальона. Больше нервотрепки с вечно закрытыми дверями в подъездах. Еще когда нам в районной администрации обещали универсальный ключ, который подходил бы под все домофоны и кодовые замки, но до сих пор ходим с тяжелыми связками ключей.

Зимой еле поднимаешься по заледеневшим ступенькам подъездов, а надо еще тележку втащить за собой. Оставишь на улице - украдут. А сосульки с крыш? Был со мной случай: только я успела зайти в подъезд, как от стука двери с карниза упала ледяная глыба. Да просто по дорожкам с тележкой пройти проблема: сами знаете, как дворники убирают снег. Вечером тем более.

- А что, вы еще и в это время суток работаете?

- Случается, когда заказные письма раздаем.

Позитив

К 11 утра мы благополучно раздали почту, собаки на нас не напали, двери все открылись. Распрощались с Ириной у ее отделения.

- Может, стоит сменить работу? Она у вас неспокойная и тяжелая...

- Да уж теперь нет, - улыбнулась мне почтальонша. - Хоть и непростая, но нравится. Немало среди нас тех, кто пришел на почту случайно да так здесь и остался. Каждый день общение с людьми, что-то интересное узнаешь. Всех своих клиентов знаешь в лицо, многих по именам. Приятно общаться с пожилыми людьми. Всегда поинтересуются здоровьем, расспросят о домашних, что-нибудь посоветуют. Я рада им помочь, когда они об этом просят. Приятно сознавать, что ты приносишь людям пользу.

КСТАТИ

Из ежегодного доклада Роспечати «Российский рынок периодической печати в 2008 году»:

«...один из кардинальных вопросов - более высокая стоимость подписки в России по сравнению с розницей - продолжает оставаться нерешенным. На рынках прессы экономически развитых стран подписка на издание всегда ниже его цены в розницу. По данным компании Wessenden Marketing, скидка издателей для подписчиков является традиционной. Цена годовой подписки на ежемесячный журнал в США в среднем составляет 27 долларов 37 центов при цене одного номера журнала в розничной продаже 4 доллара 46 центов. Таким образом, скидка на подписной экземпляр в США составляет почти 50 процентов. Неудивительно, что 87 процентов платежей за распространение прессы там приходится на подписку и лишь 13 процентов - на розницу».

Четыре причины потери подписчиков:

1. Дорогая стоимость подписки.

2. Сломанные почтовые ящики.

3. Воровство или пропажа корреспонденции.

4. Бесплатная пресса.

КВ
Лента новостей