На подводной лодке или все побеждают, или...

В 2010 году в казанском парке Победы была установлена настоящая рубка с атомной подводной лодки 2-го поколения К-403 «Казань». Длина - 22 метра, высота - 6, ширина - 3,5 метра, вес - 92 тонны. О том, как рубка оказалась в нашем городе, а также о сложностях своей профессии «КВ» рассказал командир этой атомной подводной лодки, член Морского собрания Татарстана Фарид Мезенов.
Как это было

Наш город шефствует над лодками «Ак барс», «Казань» и «Тигр». Подводников, представителей Морского собрания РТ, пригласили на закладку новейшей атомной многоцелевой подводной лодки «Казань», когда старую лодку списывали.
Был большой праздник. Старую лодку вытащили на берег, она вся ржавая, страшная. Мы посмотрели на нее и попросили с нее рубку. Ее пришлось распиливать на части и везти буксиром на барже из Белого моря в Казань, приводить в порядок, а потом устанавливать с помощью спецоборудования. Но это стоило того, ведь теперь в парке Победы есть настоящая рубка с подводной лодки.Учеба

Родился я в Ленинграде. В 1978 году окончил старейшее в России Ленинградское высшее военно-морское училище. С детства мечтая стать военным моряком, поступил на самый престижный факультет - штурманский. Сдал все экзамены, потом был строгий отбор, тестовые испытания на реакцию, смекалку, сообразительность. Среди лучших я был отобран на факультет подводного плавания. Каждый год у нас была практика на крейсерах, подводных лодках, катерах, стажировку проводили на атомных подводных лодках. Оказалось, где проходишь стажировку, туда тебя и распределяют служить. Попал в третью дивизию атомных подводных лодок. Порядки

Атомные подводные лодки после погружения могут не всплывать несколько месяцев. И никто в мире не знает, где они находятся. Высшая степень готовности корабля - боевая служба. На нее экипаж уходит полностью загруженный оружием и большим запасом продовольствия. Маршрут знает только командир. Врач на лодке только один, но должен уметь все. Экипаж уходит на несколько месяцев, потом несколько месяцев отдых. Чтобы подводники не расслаблялись, мы устраивали день штурмана, ракетчика, торпедиста... Выпускали газеты, составляли меню, чтобы порадовать друг друга чем-то вкусным. Лепили все вместе пельмени, пытаясь разнообразить будни. Весь экипаж разбит на три смены - первая, вторая и третья. Каждая несет по 4 часа вахты все 24 часа. Командир каждый день, особенно ночью, обязан пройти по всей лодке и проверить, все ли хорошо.Пришел я на лодку штурманом в самый разгар холодной войны. Лодки эксплуатировали по полной программе, делали в год по две боевые службы. С одной стороны, трудно. С другой, у нас есть такая поговорка: любовь к морю прививается созданием невыносимых условий службы на берегу. Поскольку людей не хватало (матросов позже перевели на службу по контракту), много времени уходило на непрофессиональные работы: разгрузки, погрузки, покраски. Безаварийность плавания держалась на профессионализме личного состава и высоком уровне боевой подготовки. Поскольку я отслужил много боевых служб, за заслуги и профессионализм был назначен в 1986 году командиром атомной подводной лодки.Проблемы

Минусы службы подводника - мало движения, нет аппетита и нелегко дышать. На подводной лодке есть установки, которые производят гидролиз воды, вырабатывая водород и кислород. Лодка постоянно пополняется кислородом при помощи специального дозатора. Есть пластины регенерации воздуха, которые улучшают его качество. Ежечасно измеряется процентное содержание воздуха, за этим пристально следят вахтенные.Кормят очень хорошо, но после десяти дней плавания уже нет аппетита. Тогда начинают меньше готовить. И все же, если на берегу первое, второе и третье блюдо только в обед, то на подлодке и на обед, и на ужин подают три блюда. Каждый день есть три салата на выбор, в рацион ежедневно входит красное или белое вино, вобла, шоколад, икра.Под водой тяжело потому, что не видишь белого дня. После трех месяцев всплываешь, нужно отдраить люк, снять давление. Выскакиваешь наверх, и чистый морской воздух, пропитанный йодом, кажется таким противным! Привык-то к другому.Лодка разбита на отсеки. Закон подводников - при любой аварийной тревоге задраивать отсеки и все герметизировать. Там могут быть люди. Но если откроешь - погибнут все. Герой Советского Союза Магомет Имадутдинович Гаджиев сказал: «У людей нигде нет такого равенства перед смертью, как в экипаже подводной лодки». Или все побеждают, или все погибают. Поэтому экипажи дружны, нет несовместимости характеров. Если новый служащий сходил в море, экипаж делится с командиром впечатлениями о нем. Ты можешь быть отличным специалистом, но если команда не принимает как человека, тебя списывают с этой лодки. Задачи

Наша основная задача - поиск, обнаружение, слежение и (если будет приказ) уничтожение ракетных атомных подводных лодок вероятного противника. Производили поиск и довольно часто обнаруживали противника. Но сложность в том, что у нас нет договора о разграничении на глубине. Мы не знаем, на какой глубине противник, на какой мы. А дистанции слежения очень маленькие, лодки огромные по размерам, да и враг не стоит на месте. А ведь нужно зайти ему в корму. Так и носились друг за другом. Самое опасное - всплытие. Делаем это ночью, поднимаем антенну, ловим радио и действуем по ситуации. Когда идешь на всплытие, проходишь безопасную от таранного удара глубину. Осматриваешь горизонт - вроде никого нет. А когда проходишь глубину таранного удара - раз, и появились цели. Надо срочно уйти вниз, но тогда пропустишь сеанс связи. А вдруг тебе дали команду на применение оружия, вдруг война началась? Это страшно, три пота по спине. За все такие ситуации отвечает командир.Сейчас для того чтобы офицер вышел на пенсию, ему необходим стаж 25 лет. Служба на атомных подлодках идет год за два. На гражданке можно найти работу, ведь есть инженерное образование и опыт.СлучаиВ 1980 году, после введения ограниченного количества войск Вооруженных Сил Советского Союза в Афганистан, ВМС стран-участниц НАТО разместили большое количество своих кораблей в Индийском океане. Чтобы предотвратить их вмешательство в боевые действия Вооруженных Сил СССР в Афганистане, руководство Советского Союза поставило нам задачу: оказать противодействие ВМС НАТО.Две атомные подводные лодки Северного морского флота пошли в Индийский океан, в зону Персидского залива. Мы обошли Европу, Африку, Сейшельские острова и пришли в порт Аден. Боевая служба в Индийском океане длилась 8 месяцев. Поход был трудным. Наши лодки предназначены для северных морей, Атлантики, а в тех местах очень теплая вода, особенно в Красном море и Персидском заливе. Было тяжело, от жары на подлодках плавился пластик, внутри было душно, не хватало воздуха. Но задачу мы выполнили!Морское собраниеСоздал его Морданов Риталий Валентинович, бывший подводник дизельной лодки. Бывший министр связи Ринат Гиниятович Залялов выделил нам первое помещение - комнату в электротехникуме связи. Нас около 150 человек. Собираемся в Новый год, на 23 Февраля, 19 марта - в День подводника, 9 Мая, в День Военно-морского флота возле рубки подводной лодки в парке Победы. В подшефной школе №78 создан Музей подводного плавания, занявший первое место в России. Еще мы организовали три морских кадетских класса. Их ученики с пятого класса носят форму, умеют ходить строем, получают звания, изучают корабли.Ребята понимают, что такое дисциплина. Они хотят поступить в Санкт-Петербург, в морской кадетский корпус. Мы отмечаем в школе День подводника, приглашаем ветеранов, родителей. Ребята устраивают концерт и ходят строем с флагами. Проводим уроки мужества. Еще открыли Музей подводника в Керби и Сабах, планируем в других местах. Все это - патриотическое воспитание молодежи.

КВ
Лента новостей