Неделя за рулем автомобиля: что показал хронометраж поездок по городу

Сев за руль,человек чувствует себя свободнее хотя бы от того, что может в любое время отправиться в нужное место, не подстраиваясь под расписание автобусов и электричек.

И вместе с тем, конечно, становится заложником своего железного коня, если вдруг не может им воспользоваться из-за поломки или даже эвакуации. Не говоря уже о том, что значительно меньше времени проводит на свежем воздухе, превратившись в «автомобильного человека». Я попыталась ответить на вопрос: пользование автомобилем - это свобода или мобильные кандалы? А для этого целую неделю подсчитывала, сколько времени в день провожу за рулем, сколько было положительных и негативных моментов и сколько гуляю и хожу пешком.

Понедельник. В первый день моего эксперимента крайне изменились погодные условия. Снег, таявший все выходные, примерз, и на дорогах образовался гололед. Автомобилисты, конечно же, давно сменили летнюю резину на зимнюю, однако не стали надеяться лишь на шипы. И даже утром в час пик почти все старались ехать как можно аккуратнее. Однако когда я проезжала несколько километров со скоростью 40 км/час там, где обычно еду со скоростью 60, почувствовала непонятное беспокойство. Хотя времени было еще достаточно, хотелось прибавить газу. Дольше пришлось постоять и на светофорах. И несмотря на то что в пути провела всего 30 минут, захотелось размять шею.

Вторник. На следующий день к гололеду прибавился снег, ситуация на дороге стала еще хуже. Из-за «каши» и льда тормозной путь увеличился, автомобиль то и дело заносило в сторону. Лихачи уже привыкли к зиме и, не страшась, продолжали выполнять опасные маневры. Один из автохамов неожиданно перестроился в мой ряд. О волшебной палочке, которая включает поворотник, водитель, видимо, забыл. Хотя скорость моего автомобиля была небольшая, тормозить по такому покрытию оказалось крайне сложно.
Мою малолитражку начало заносить. Слева машины, справа забор, впереди злосчастный внедорожник, который меня подрезал. Времени на реакцию - секунды. К счастью, машину все-таки удалось вырулить на свою полосу, и колеса, проскальзывая по льду, с шумом остановились. Мне оставалось только выдохнуть и продолжить движение. В голове стучало от волнения. А когда ставила авто на стоянку, поняла, что в такой снежный день прогулка намного приятнее. Как жаль, что она продлилась всего 15 минут.

Среда. В третий день я сильно опаздывала на работу. Пришлось прибавить скорость и обгонять едва ли не каждую машину. Если одни понимающе притормаживали в ожидании, чтобы я выполнила маневр как можно быстрее, то другие специально давали по газам. Нервничать пришлось и на светофорах. Зато я сократила время в пути почти вдвое - вместо привычных 40 минут добралась из Авиастроительного района до центра за 25 и приехала вовремя. Но сколько потратила нервных клеток!

Четверг, пятница. Эти два дня оказались самыми спокойными. Снег растаял, никаких сложностей на дороге не возникло. Вспомнив, что ежедневно человек должен находиться на свежем воздухе два часа, решила оставить машину подальше от нужного мне здания. На то, чтобы найти место едва ли не около двери, обычно уходит много времени. Именно поэтому в эти два дня я выехала на 30 минут пораньше, чтобы пройтись пешком. Оставив автомобиль около цирка, решила дойти до улицы Пушкина. Для прогулки пришлось одеться потеплее: сменить юбку на джинсы, а на голову натянуть шапку. Тем не менее я сразу с непривычки замерзла. И вместо рекомендуемых двух часов на свежем воздухе удалось провести только час.

Суббота, воскресенье. Хотя бы один день в неделю стараюсь не садиться за руль. На этот раз «автомобильным» выходным стало воскресенье. Правда, совсем сменить автомобиль на прогулку не удалось. Отправилась по делам в качестве пассажира. А вот в субботу, стоя в пробке 40 минут, поняла, что я «автомобильный человек». Мало того что в машине провожу много времени, так еще и вожу с собой все нужное и ненужное. За 40 минут я смогла в машине перекусить, поправить макияж, дочитать главу и даже протереть пыль на панели. Конечно, стать «автомобильным человеком» или нет, водитель решает сам. А заодно и за своего ребенка, которого многие сейчас возят от дома до садика или школы, принуждая и его стать пленником машины.

Что имеем в итоге? Итак, в течение недели я проводила ежедневно за рулем в среднем полтора часа. На дорогу до центра города из моего Авиастроительного района уходит днем полчаса, вечером с пробками - 40 - 50 минут: экономия времени по сравнению с общественным транспортом почти в два раза. За неделю нервничать пришлось всего дважды, когда сильно опаздывала. Однако не думаю, что в автобусе переживала бы меньше. А в метро еще бы задержалась на проверку большой сумки, в которой ношу вещи для занятий спортом. Я даже представить себя не могу с обычной сумкой, спортивной да еще и фотоаппаратом в полном автобусе или метро. К тому же не знаю, что стало бы с позвоночником от ежедневного ношения таких тяжестей.

Хронометраж получился такой: в понедельник и вторник я провела за рулем полтора часа, в среду - 1 час 20 минут, в четверг - 2 часа, в пятницу - полтора часа, в субботу - 2 часа, в воскресенье не садилась за руль вообще. Ежедневно заезжала сразу в несколько точек. Самое продолжительное время в автомобиле без перерыва - полтора часа. Тогда пришлось ехать в темное время суток под дождем и постоять в пробке. Это время, конечно же, не самое длительное, которое когда-либо проводила в машине. Возможно, поэтому не устала. Скорее наоборот: поездка за рулем утром меня бодрит, вечером придает новые силы. Правда, за всю неделю в общей сложности на свежем воздухе я провела лишь 4 часа вместо необходимых 14!

О том, что я водитель, не могла забыть даже, когда сама не садилась за руль. На месте пассажира то и дело пыталась нажать на невидимую педаль тормоза. И конечно же, продолжала оценивать ситуацию на дороге. В этот день точно поняла, что автомобиль дает свободу. А нервничает водитель за рулем или нет, скорее зависит от его характера.

Прокомментировать исповедь автомобилиста «КВ» попросили профессора кафедры неврологии и реабилитации КГМУ, директора Городского центра неврологии и лечения боли Рашида Алтунбаева:

- Езда на автомобиле не должна заменять ходьбу пешком. К сожалению, современный водитель видит в машине единственно возможное средство передвижения. Ходить он не любит, машину никогда не оставит далеко от дома или места работы. Многие автомобилисты мечтают припарковаться как можно ближе к необходимому зданию, приковывая себя к рулю. Между тем сидячий образ жизни может привести к серьезным последствиям.

Часто водители страдают от остеоартроза позвоночника из-за неправильной формы осанки за рулем и сидения в скрюченном состоянии. Предвестниками болезни являются боли в шее, пояснице, быстрая утомляемость мышц спины. Водители на наших дорогах испытывают и сильные эмоциональные нагрузки. Это пробки, навязчивое желание везде успеть, хамство со стороны других участников дорожного движения, постоянная сосредоточенность по поводу того, чтобы не попасть в ДТП. Все это и малоподвижный образ жизни приводят к тому, что водители становятся уязвимыми перед сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Еще один важный момент: чем дышат водители? А дышать они вынуждены бензапиреном и свинцом, проводя за рулем минимум два часа в день. Длительное воздействие выхлопных газов может привести к болезням дыхательной системы.

Еще одна проблема водителей - заболевания суставов ног. Причина - гиподинамия и однообразная нагрузка на стопы во время езды. Гиподинамия представляет опасность и для вен, отсюда диагноз «варикозное расширение».

Отдельная проблема - перенапряжение глазных мышц. Глаза водителей всегда испытывают огромную нагрузку: управление автомобилем в условиях недостаточной освещенности, резкие изменения освещенности, слепящие фары... Многие водители страдают ухудшением сумеречного зрения, испытывают трудности при езде вечером и ночью. Особое место в списке болезней водителей занимает невроз, который проявляется постоянным плохим настроением, раздражительностью на дорогах, недовольством от всего, что происходит вокруг, бессонницей, учащенным сердцебиением. Продолжительное сидение в одной позе может привести и к застою крови в малом тазу, что является фактором риска возникновения простатита у мужчин.

ВЫВОД. Для уменьшения последствий, вызванных длительным пребыванием за рулем, рекомендуется совершать ежедневные пешие прогулки на 3 - 5 км, делать массаж стоп, выполнять приседания и наклоны туловища. А во время езды по возможности делать перерывы и разминку.

КВ
Лента новостей