История религий может не вписаться в стандарт

С 1 сентября прошлого года в школах Татарстана был введен курс «История религий». Сейчас он изучается в 71 школе республики.

Как рассказал на пресс-конференции в «Татмедиа» министр образования и науки РТ Наиль Валеев, этот курс предназначен для старшеклассников и рассчитан на 34 часа, но при желании его можно расширить до 68 часов. На базовом уровне изучать за счет часов, отведенных на региональный или школьный компонент, а на профильном - в качестве курса по выбору.

Сегодня историю религий изучают около 6 тысяч татарстанцев - в качестве базового или профильного предмета, факультативно и в кружках. Курс рассказывает школьникам о ведущих конфессиях страны - христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. При отборе религий и определении структуры учебника авторы опирались на существующую религиозную ситуацию в современной России. История религий излагается не по хронологии, а по численности приверженцев той или иной конфессии - сначала учебник рассказывает о христианстве, затем об исламе и так далее.

Учебное пособие прошло рецензирование в Институте истории им. Марджани, Институте развития образования РТ, в КГУ, Российской академии правосудия, Духовном управлении мусульман РТ, Казанской епархии.

- Не случаен тот ажиотаж, который возник, когда начались разговоры о введении во всех школах истории православия. На мой взгляд, нужно изучать все религии, но не как религиозные дисциплины, а как историко-культурное явление, средство, которое помогает нашей молодежи понять, чем и как живут другие народы. Введение курса «История религий» обусловлено тем, что российское общество многоконфессионально. Я надеюсь, что Минобрнауки России примет разумное решение о том, что нужно изучать историю мировых религий, а не только историю православия. То, что навязываешь, всегда отторгается. Нельзя противопоставлять одну религию, одно мировоззрение всем остальным, - отметил министр.

Правда, пока не ясно, как в новом учебном году школьники смогут постигать азы истории религий: отмена регионального компонента может повлиять на изучение не только истории религий, но и ряда других предметов.

- Сейчас руководством республики и Минобрнауки РТ ведется работа, чтобы вернуть в Госдуму рассмотрение этого вопроса. Без национального регионального компонента нам будет очень сложно. 25 процентов учебного времени должно быть посвящено национальному региональному компоненту - чтобы наши дети могли изучать историю своей республики, татарский язык и литературу, историю религий, географию своего края. Если начнем учиться по новому государственному стандарту, который отводит 9 - 11 процентов на нацкомпонент, это погибель. Мы не сможем изучать ни английский, ни татарский, ни историю родного края, ни историю религий, - сказал на пресс-конференции Наиль Валеев. - Другие республики тоже потихоньку начинают подключаться к решению этого вопроса. Жаль, что пока только потихоньку. Надеюсь, что мы все-таки добьемся справедливости в этом вопросе.

КВ
Лента новостей