Откуда Зилант прилетел в Казань?

Хоть казанского Зиланта и принято называть змеем, стоит только взглянуть на герб нашего города - и сразу видно: самый настоящий дракон. Интересно, что не выписанный геральдиками из-за тридевяти земель, а свой, доморощенный, когда-то живший и прописанный в Кировском районе на Зилантовой горе, где ныне монастырь.

Легенды о драконах существуют во многих странах Европы, Азии и даже Америки. Одни драконы злые, вроде Змея Горыныча. Обижали людей - жгли дома, похищали девушек, требовали человеческих жертв. Народные герои-богатыри с ними сражались, убивали их. Но встречались драконы и «положительные», особенно на Востоке. Любили они людей испытывать, требуя проявления ума, честности, доблести. И горе не выдержавшему испытания! Победителю же полагалась награда.

Часто драконы стерегут тайные подземелья, а в них - драгоценные клады и сокровенные знания.

В уральских сказах Павла Бажова, написанных на основе местных преданий, встречается огромный змей, охранявший горные клады, золото. Дочь этого змея - золотоволосая красавица, столь похожая на Алтынчеч из татарских сказок. Сама Хозяйка Медной горы временами превращалась в ящерицу - того же дракончика. Да и Уральские горы представлялись древним людям хребтом огромного окаменевшего змея.

Поволжье тоже слыло змеиным местом. Среди находок археологов здесь встречались бронзовые фигурки речного бога местных племен, живших в прошлом тысячелетии на пространствах от Оки до Урала. Речной бог был похож на крокодила с рогом на лбу. Управлял силами природы - засухой и дождем, ветрами и землетрясениями, а самое главное, в его власти было дать урожай земледельцу или отнять у него последнее. Поэтому подобные божества особо почитались оседлыми, земледельческими народами. Не случайно наибольшего могущества образ дракона достигает в Китае, всегда страдавшем и от засух, и от наводнений. Многие тюркские народы в домусульманские времена тоже поклонялись таким «хозяевам воды». Узбекские народные мастера-гончары до сих пор лепят из глины игрушки-сувениры - забавных и немного страшненьких дракончиков с солярными, т.е. солнечными, знаками на груди.

Сохранились иранские и турецкие миниатюры с таким сюжетом: младенец в колыбели борется с огромным змеем-драконом. Оказывается, так рисовали двоюродного брата и будущего зятя пророка Мухаммеда, праведного халифа Али: его победа еще в младенчестве над волшебным змеем означает обретение высших знаний и добродетели. Халиф Али - один из главных сподвижников пророка...

Так что драконы - народ весьма серьезный, с прекрасной родословной. И для Казани большая честь иметь изображение одного из них на своем гербе. Образ змея-дракона связан с реками, прибрежными возвышенностями типа той же Зилантовой горы. Возможно, потому, что именно в крутых обрывах берегов люди чаще всего находили окаменевшие кости огромных доисторических животных, наводящих на мысль о чудовищах.

Но вот о чем стоит подумать. Если в столь разных и удаленных друг от друга странах, как Индия, Ирландия, Америка, возникли предания о сходных существах, не следует ли из этого, что подобные все же изредка попадались на глаза людям? Вот и в наше время периодически сообщают о встречах с чудовищами то где-то в Африке, то в Якутии... В природе столько тайн - не на одно тысячелетие хватит...

 

 

Вера МИРОНОВА

КВ
Лента новостей