«Кто чая не пробовал - жизнью обижен»

15 декабря отмечался Международный день чая. В редакции «Казанских ведомостей» отпраздновали его калмыцким чаепитием.

Этнолог, краевед, кандидат исторических наук, журналист, исследователь истории татарской национальной кухни Руслан Бушков, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, историк, этнограф, исследователь тюркских народов Южного Урала Рустем Аминов и гость из Республики Башкортостан этнограф-краевед Венер Ахметов приготовили настоящий карымский чай - чай на молоке с солью, перцем, сливочным маслом, и рассказали много интересного о традициях чаепития у народов Поволжья.

Караванный путь - чайный путь

Карымский чай не случайно называли кирпичным. Он представляет собой твердый брикет из спрессованных листьев чая. Как оказалось, измельчить такой брикет нелегко и без мужской силы порой не обойтись. Пока мужчины крошили чай ножом, молоко почти дошло до кипения. Чай запустили в молоко, добавили соль, смесь перцев и немного сливочного масла. Кипящий на слабом огне напиток надо помешивать. Он должен побурлить минут 10 - 15, а потом еще несколько минут потомиться под крышкой. И вот хорошо настоявшийся карымский чай готов! Он получился с мягким сливочным вкусом и приятной перчинкой.

А можно попробовать приготовить чай другим способом: проварить его минут 20 - 30 в кипящей воде, а потом этот отвар влить в горячее молоко. По традиции к такому сытному чаю подают пироги с капустой или более серьезной начинкой. У нас был капустный пирог.

- Чай для современных людей - обычное дело, но оказалось, что этот продукт очень тесно связан с историей, традициями, обрядами, культурой разных народов. В Китае во II - III веках нашей эры уже существовало чайное производство, там по особым технологиям производили прессованный чай, потому что в таком виде его легче хранить и транспортировать.

Распространению чая способствовали караванные пути. Волжско-Камская Булгария занимала важное место в торговле купцов из среднеазиатских городов, прежде всего связанных с Китаем и Индией Бухары и Самарканда, также булгарские купцы поддерживали торговые связи с арабским Востоком, Византией и Древней Русью. Для иноземных купцов в булгарских городах были устроены специальные караван-сараи с гостиницами, постоялыми дворами и складскими помещениями, - рассказал Руслан Бушков. - Чай действительно уникальный продукт. Он располагает к теплой, доверительной беседе, душевному комфорту. Чай способен усадить противников за один стол и помочь им решить свои разногласия мирным путем.

Поэзия - лучшая реклама чая

Интересный факт. Во второй половине XV века Казань превратилась в центр международной транзитной торговли с целым рядом стран Евразии. На Гостином острове, который располагался на Волге недалеко от города, стали проходить ежегодные казанские торги с участием купцов из ближнего и дальнего зарубежья. Здесь можно было купить любые товары. Чай изначально считался элитным напитком - напитком императоров. Это было дорогое удовольствие, которое могли позволить себе только очень богатые люди. К примеру, небольшой кусочек чайного брикета стоил столько же, сколько хорошая корова. Но постепенно чай становился доступнее по цене. В Москве в 1662 году появилась Немецкая слобода. Там жили европейцы, и они ввели традиции чаепития.

В Поволжье к новому напитку относились настороженно. И здесь в пропаганде чая эффективно помогали татарские баиты. Лучшие поэты своего времени сочиняли хвалебные стихи, посвященные чаю. Стихи переписывались, распространялись по городам и весям и служили настоящей рекламой, призывающей народ пить чай. Богослов и поэт Утыз Имяни Габдерахим бин Гусман аль-Булгари (1754 - 1834) своим стихотворением «Нэзмы дэр мэдхе чэй-каймак» («Хвалебный стих чаю со сливками») заложил начало прославления чая в национальной поэзии и литературе:

Вкус - несравненный,

его не отыщешь

И в самых богатых садах.

Кто не пробовал - жизнью обижен,

Будь повелитель он Рума,

будь - падишах.

А вот так о пользе чая писал поэт Габдельджаббар Кандалый (1797 - 1860):

В знойный день порой случится

с мужем солнечный удар,

Выпьет он немного чая

и воспрянет - чудный дар!

Может быть, зимою,

в стужу весь продрогнет человек,

Чай нальет из самовара -

счастлив он, здоров навек.

Чай без молока - не чай?

Казань становилась одним из главных городов чайной торговли в России, пересыльным пунктом чая на ее главный чайный рынок - Макарьевскую ярмарку, преобразованную позже в Нижегородскую. Главным местом продажи чая в Казани стал Гостиный двор, где выделился особый чайный ряд и чаепитейный трактир.

Можно сказать, что в XVIII веке появилась мода на чай. В Казани начали появляться чайные, которые быстро завоевали популярность у горожан. Сегодня, к сожалению, чайных в городе нет, а было бы здорово, чтобы эта традиция возродилась и появилась возможность забежать в уютную чайную и попить ароматного чая с чем-нибудь вкусненьким.

А тогда престижно и привычно было пить черный чай - чай по-европейски. Чай, заваренный на молоке, европейцам был в диковинку. Эта традиция пришла к нам от степных кочевых народов. У них был дефицит воды, а с молоком никогда проблем не было. Подавали к такому чаю мясо - сушеное, вяленое.

Как рассказал Рустем Аминов, именно такой чай пили татарские казаки в Оренбуржье и Сибири. Татары-казаки были людьми торговыми, в меновых дворах в Троицке, Орске и Оренбурге они торговали чаем, который поступал из Китая в Оренбург через Сибирь. Такой путь чая был более безопасным и близким, чем через Астрахань.

У татар-казаков сложились свои традиции чаепития. Они пили чай 3 - 5 раз в день. Предпочитали чай с молоком, иногда добавляли для аромата шалфей, мелиссу, листья малины, смородины, липы, вишни.

- А у нас в Башкирии переняли многие традиции от наших соседей - жителей Средней Азии, но есть и отличия. Например, в Средней Азии чашку наполняют строго наполовину: если недолил или перелил - это знак неуважения. У татар и башкир принято наливать почти полную чашку. Еще один небольшой, но важный момент - в Казани чаще пьют чай без молока. У нас же молоко обязательно подается на стол. В народе считается: как это гостю молока не налить? Неужели в доме молока нет? Значит, хозяин или нищий, или жадный - молока пожалел для гостя, - рассказал Венер Ахметов.

Легенда о чае

Татарский ученый-этнограф, литератор и просветитель Каюм Насыри полагал, что мусульманам чай полюбился благодаря среднеазиатским праведникам. По преданию, один из них, суфий - набожный человек, жизнь свою проводил в миссионерских путешествиях. Привели его однажды пути-дороги в приграничное с китайскими землями туркестанское селение.

Обессиленный, утомленный жарой и долгой дорогой заехал он в селение, направив осла в первый встретившийся двор. Хозяин оказался человеком добродушным: без долгих объяснений принял нежданного гостя и принес ему горячий напиток:

- Отведай, уважаемый, не пожалеешь. Это то, что нужно для возвращения силы...

Путник выпил чашку, другую... И... о, чудо, куда-то улетучилась усталость, вернулось хорошее расположение духа.

- Вот это напиток! Его место в раю! Это подарок Всевышнего! - поразился гость и поспешил снова в путь, рассказать людям о чудо-напитке.

А вскоре волшебный отвар стал известен всем: и богатым, и бедным, и одержимым болезнями, и не жалующимся на здоровье. Он вошел в такое обыкновение, что без него не мог обходиться никто. Напитком этим был чай. А суфий тот прожил еще немало лет. И неизменно в свои далекие путешествия брал чай.

КВ
Лента новостей