КВАРТПЛАТА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Этапы реформирования жилищно-коммунальной отрасли, к сожалению, не облегчают жизнь жильцов. Напротив, с каждым днем претензий и вопросов накапливается все больше и больше, особенно это касается начисления и оплаты по тарифам ЖКУ. На самые популярные из них сегодня отвечают специалисты Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

Официально объявлено, что с 2006 года вся Россия перейдет на 100-процентную оплату услуг ЖКХ. Что это означает для жителей Татарстана и почему в нашей республике процессы реформирования отрасли начались годом раньше?

Татарстанцам не следует беспокоиться - жители республики уже с начала 2005 года оплачивают стоимость жилищно-коммунальных услуг в полном объеме. Еще одного перехода на 100-процентную оплату, конечно же, не будет. Сегодня малообеспеченным слоям населения гарантирована государственная помощь, дотирование граждан с высоким уровнем доходов прекращено. Эта система полностью отработана.

Реформирование сферы ЖКХ было и остается жизненно необходимой мерой. Ее суть - создание в жилищно-коммунальном комплексе здоровых рыночных отношений. Только развитие конкурентной среды, привлечение бизнеса в отрасль позволят эффективно решить вопросы сокращения износа основных фондов, внедрения энергосберегающих технологий.

Нужно честно признать: все, кто сегодня говорит о моратории на реформу сферы ЖКХ, занимается популизмом. Практика доказала - решение о начале преобразований в отрасли хотя и не явилось популярной мерой, но было остро необходимо. Любое промедление могло обернуться сложнейшими авариями.

Какие услуги следует причислять к жилищным, а какие - к коммунальным?

Жилищные услуги - это работы, производимые по содержанию и ремонту жилищного фонда: управление жилищным фондом, работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, санитарному содержанию, сбору и вывозу бытовых отходов, благоустройству придомовой территории и т.д.

К коммунальным услугам следует причислять водоснабжение, канализацию, отопление, газо- и электроснабжение.

Какие факторы влияют на повышение жилищно-коммунальных тарифов?

Основным фактором, влияющим на повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг, является рост цен на топливно-энергетические ресурсы (газ, электроэнергию, тепловую энергию). Это в свою очередь в немалой степени зависит от уровня инфляции в стране.

Кто и на основании чего формирует тариф и почему в каждом городе и районе Татарстана стоимость тех или иных жилищно-коммунальных услуг различна?

Федеральным законодательством закреплено, что установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги производится органами местного самоуправления на основании независимой экспертизы обоснованности затрат.

Тарифы на электрическую, тепловую энергию и газоснабжение утверждаются республиканской энергетической комиссией.

Установление тарифов на водоснабжение, водоотведение и утилизацию твердых бытовых отходов находится в компетенции органов местного самоуправления.

Тарифы на жилищные услуги (уборка внутридомовой территории, двора, обслуживание мусоропровода, вывоз ТБО, текущий и капитальный ремонт, управление жилищным фондом, лифт, дератизация) собственники жилых помещений, выбравшие форму управления своим домом, устанавливают самостоятельно. Наниматели жилья и те собственники, которые не позаботились о выборе формы управления, тарифы на эти услуги получают уже сформированными от уполномоченных органов власти.

Что касается экспертиз тарифов, то они проводятся специальными организациями, имеющими аккредитацию Госстроя России и не являющимися учредителями (участниками) организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.

Результаты экспертиз рассматриваются на экспертном совете с участием представителей Министерства финансов Республики Татарстан, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Центра экономических и социальных исследований при Кабинете министров Республики Татарстан, республиканской энергетической комиссии, Федерации профсоюзов Республики Татарстан.

Теперь о том, почему в каждом городе и районе республики стоимость тех или иных жилищно-коммунальных услуг различна. Это немало зависит от уровня благоустройства жилищного фонда, т.е. наличия услуг центрального горячего водоснабжения, лифта и т.д. Существенную роль играют среднесложившиеся нормы потребления услуг в расчете на 1 человека в месяц. И еще более важное значение имеют различия в технологических процессах предоставления коммунальных услуг: по теплоснабжению - это характеристика котлов, степень загрузки, протяженность тепловых сетей; по водоснабжению - подземный или поверхностный водозабор, необходимость очистки, объем покупки воды; по водоотведению - загрузка очистных сооружений, вид очистки и т.д.

Каковы функции государства в вопросе формирования тарифа на жилищно-коммунальные услуги?

Ежегодно правительством Российской Федерации устанавливаются региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг. Кроме того, государство оставляет за собой право регулировать цены на топливно-энергетические ресурсы, поэтому республиканской энергетической комиссией утверждаются тарифы на электрическую, тепловую энергию и газоснабжение.

Как часто могут меняться тарифы на жилищно-коммунальные услуги?

Федеральным законодательством установлено, что пересмотр или изменение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги может осуществляться не чаще одного раза в год.

В последнее время мы наблюдаем постоянный рост тарифов на ЖКУ. А возможно ли, что тарифы, напротив, станут снижаться, и при каких условиях этого можно достигнуть?

Цены на жилищно-коммунальные услуги, как и на все остальное, связаны с общими экономическими процессами в стране. Не секрет, что проблема роста цен на топливно-энергетические ресурсы является самой сложной для всех отраслей экономики. И все же снизить тарифы на коммунальные услуги возможно. Для этого необходимо снизить уровень износа основных фондов до 30 - 35% (сегодня этот показатель превышает 50 процентов). Для того чтобы уменьшить износ, необходимо увеличивать объемы вложений средств в модернизацию, что и является одним из приоритетов программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, реализуемой в республике.

Снижения тарифов на жилищные услуги легче достигнуть при переходе предприятий на режим упрощенной системы налогообложения. В настоящее время во многих городах и районах республики в сфере обслуживания жилья и даже коммунальных услуг работают предприятия, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость. Это дает возможность снизить установленные тарифы на 10 - 15%.

Если будет принято решение о создании товарищества собственников жилья, оно самостоятельно сможет установить размер тарифов на жилищные услуги.

Стоимость каких услуг рассчитывается исходя из количества проживающих человек, а каких - по площади жилья?

От общей площади жилья зависят платежи по таким услугам, как содержание и ремонт жилья (управление жилищным фондом, содержание, техобслуживание и ремонт общего имущества и внутридомового инженерного оборудования, содержание придомовой территории и мест общего пользования), отопление и капитальный ремонт.

От количества проживающих зависят платежи за водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение (при отсутствии приборов учета), а также за лифт и вывоз бытовых отходов.

В случае, если собственники квартир создают в доме товарищество собственников жилья, они самостоятельно могут решать вопрос расчета платежа за жилищные услуги - с человека, с квартиры или с квадратного метра.

Плата за какие услуги может не начисляться в случае временного или постоянного отсутствия жильцов? Как произвести перерасчет?

Плата не взимается за те услуги, которые зависят от количества проживающих: вывоз бытовых отходов, пользование лифтом, а при отсутствии приборов учета потребления коммунальных услуг - за водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, пользование природным газом, электроснабжение жилых помещений.

Плата за содержание и ремонт жилья, а также за отопление жилых помещений взимается независимо от факта проживания в данном жилом помещении.

При этом в письменной форме необходимо уведомить о предстоящем отсутствии организацию, осуществляющую расчет и начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги.

По возвращении в недельный срок предстоит сообщить о своем прибытии и представить документы, подтверждающие ваше отсутствие: это может быть заверенная печатью справка о регистрации в месте временного проживания с указанием срока проживания, командировочное удостоверение, а также иные заверенные печатями документы, подтверждающие срок и место нахождения.

Заложены ли в тариф на содержание мест общего пользования необходимое оборудование и материалы (лампочки для освещения, стекло для окон в подъезде, батареи, отапливающие подъезд, и т.д.)?

Заложены, если иное не предусмотрено договором. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и светильников, а также установку, замену и восстановление работоспособности систем центрального отопления.

Может ли потребитель жилищно-коммунальных услуг как-то влиять на формирование тарифа?

Может, но для этого нужно, чтобы он в полной мере ощутил себя собственником. Если в доме будет принято решение о создании товарищества собственников жилья, оно самостоятельно сможет устанавливать размер следующих обязательных платежей: управление жилым домом; уборка внутридомовой территории; уборка придомовой территории; текущий ремонт и благоустройство дома; капитальный ремонт дома; текущий ремонт водопроводно-канализационных сетей; текущий ремонт сетей отопления; дератизация; вывоз твердых бытовых отходов.

ТСЖ может заключить договор с энергоснабжающей организацией на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомовых электрических сетей. При этом в зависимости от условий договора товариществу будет предоставляться скидка в размере до 12 процентов от стоимости электроэнергии.

В условиях 100-процентной оплаты услуг ЖКХ нельзя забывать об энергосбережении. Теперь это не просто государственная задача, это забота каждого гражданина, желающего снизить уровень оплаты ЖКХ-услуг.

КВ
Лента новостей