Вузы Санкт-Петербурга повышают свой статус

Общеизвестно, что количество высших учебных заведений и их филиалов неоправданно увеличено.
Общеизвестно, что количество высших учебных заведений и их филиалов неоправданно увеличено. Вопросам модернизации образования и повышения его эффективности были посвящены недавние встречи Президента РФ со студентами, преподавателями, представителями бизнеса и науки. Министр Фурсенко заявил, что в России, на его взгляд, есть только 50 конкурентоспособных университетов. Еще около 150 вузов дают хорошее образование, но по более узкому профилю. Как следствие - решение с особой тщательностью проверить все вузы на соответствие их аккредитационным требованиям. По проекту нового закона «Об образовании» проверку могут не выдержать многие институты и университеты. Министерство образования и науки в последние годы уменьшило более чем на 450 количество филиалов и представительств вузов. В Рособрнадзоре уверяют, что это только начало. Но эта тенденция не коснулась Санкт-Петербургской высшей школы с ее высокой репутацией и университетскими традициями. Выпускники петербургских вузов ценятся не только в России, но и по всему миру. Поэтому вузы Санкт-Петербурга не только ничего не потеряли в этой ситуации, но и повысили свой статус. В 2009 году статус национального исследовательского университета получили Санкт-Петербургский государственный горный университет и Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики. В 2010 году такого же статуса был удостоен политехнический университет. В феврале текущего года Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. С.М.Кирова присвоен статус университета. А в марте Рособрнадзор установил государственный статус университета Санкт-Петербургской академии управления и экономики.Наш сегодняшний собеседник - ректор Санкт-Петербургского университета управления и экономики, член Российского союза ректоров, доктор экономических наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный деятель науки РФ В.А.Гневко. - Виктор Андреевич, какова формула успеха Вашего вуза?- Мы давно работали как полноценный университет, что подтверждали ежегодные проверки Минобразования и науки. Собственно, то, что было де-факто, оформилось де-юре. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки министерства утвердила своим приказом (№735 от 24.03.11) решение Аккредитационной коллегии от 10.03.11, которая высоко оценила динамичное развитие и эффективность образовательной и научно-инновационной деятельности нашего вуза, полученные им свидетельства международного и национального признания качества, обоснованность и результативность представленной программы развития и многое другое.Что касается формулы успеха, то она разработана, реализуется нами уже давно и выглядит так: 3i = ИНТЕГРАЦИЯ + ИННОВАЦИИ + ИНВЕСТИЦИИ. Эти главные слагаемые успешной работы могут быть расставлены и наполняться для каждого вуза в соответствии с существующими для него потребностями и приоритетами на данный период времени. Приоритетным для университета является проведение значительно больших объемов научных исследований, наличие научных школ, подготовка аспирантов и докторов и пр. Модернизация, проводимая в вузах, должна в будущем превратить университеты в научные центры с развитой лабораторно-исследовательской базой, наличием высококлассных ученых по аналогии с зарубежными университетами.Принимая во внимание то, что основные научные исследования в России проводятся в академических институтах и центрах РАН, для нашего университета главным является углубление интеграции с научными учреждениями РАН, сотрудничество с ведущими российскими и зарубежными учеными в области научных исследований и подготовки научных кадров. Внедрение в производство и управление научных разработок, повышение их экономической эффективности для предприятий, отраслей, регионов, в конечном итоге приводящее к подъему качества жизни населения, является вторым главным приоритетом нашего сотрудничества с наукой, бизнесом и властью, ответственность за которое возложена на инновационные предприятия и бизнес-инкубаторы университета. И конечно, создание и обновление учебно-лабораторной базы, создание комфортных условий для творческой деятельности научных работников, профессорско-преподавательского состава, аспирантов, докторантов и будущих молодых ученых-студентов требуют значительных объемов инвестирования в развитие инфраструктуры университета и его главного приоритета - персонала.- А если получите новый статус? - С получением нового статуса университета мы будем еще более активно работать по всем трем направлениям развития вуза, инвестировав в повышение квалификации персонала, развитие материально-технической базы дополнительно сотни миллионов рублей. Одновременно нашим студентам и преподавателям мы предлагаем взвесить свои возможности и способности соответствовать новым повышенным требованиям, предъявляемым к ним в университете, уровню и темпам развития вуза. А тем, кто не расположен к научно-исследовательской работе, окажем содействие в переводе в другие учебные заведения - институты, высшие школы, колледжи, где готовят необходимых производству специалистов.Об уровне темпов развития университета можно судить по работе, проделанной весной этого года. Занятия со студентами и преподавателями в этот период проводили почетные профессора университета, академики А.Г.Аганбегян, А.А.Акаев, член-корреспондент РАН В.В.Ок-репилов, И.И.Елисеева, заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ О.Н.Смолин. Состоялись встречи с нобелевскими лауреатами по экономике - профессорами Гарвардского университета Робертом Мертоном и Амартией Сеном; профессором Массачусетского технологического института Питером Даймондом. В мае в университете перед студентами выступили почетные профессора СПбУУЭ, академики РАН  Минакир П.А. и Квинт В.Л., ученые из крупнейших вузов Сиэтла (США) и Ванкувера (Канада). На стажировку в университеты Европы и Америки поехали аспиранты, преподаватели и студенты нашего вуза. К началу учебного года завершится оборудование новых лабораторий для инновационных предприятий и факультетов университета.- Что представляет собой университет сегодня?- Сейчас в университете учится более 27 тыс. студентов, аспирантов, докторантов и слушателей по 40 направлениям и профилям подготовки. Ежегодно вуз выпускает для отраслей народного хозяйства Российской Федерации около 6 тысяч специалистов. Занятия в вузе на 89 кафедрах проводят 40 академиков и членов-корреспондентов российских и международных академий, более 200 докторов наук и профессоров, 690 кандидатов наук и доцентов. Почетными профессорами академии являются вице-президент РАН, нобелевский лауреат Ж.Алферов, вице-президент РАН А.Д.Некипелов, лауреаты Нобелевской премии по экономике, профессор Колумбийского университета Э.Фелпс, профессор Чикагского университета Р.Маейрсон, академики РАН П.Я.Петраков, С.Ю.Глазьев, В.В.Ивантер, Л.И.Абалкин, А.А.Анфиногентова, В.И.Маевский, А.И.Татаркин, Е.М.Примаков, М.Б.Пиотровский и др. Вуз сотрудничает с более чем 1500 предприятиями и организациями страны, где студенты проходят практику и стажировку и для которых осуществляется целевая подготовка кадров. Качество полученного у нас образования позволяет выпускникам быть востребованными на рынке труда. Они работают в федеральных и региональных органах власти: Аппарате полномочного представителя Президента РФ по Северо-Западному федеральному округу, правительстве Санкт-Петербурга, Управлении делами Федеральной службы судебных приставов, УФМС России по Санкт-Петербургу и ЛО. На крупных предприятиях - ОАО «Ленэнерго», объединение «Ижорские заводы», ОАО «Адмиралтейские Верфи», ЗАО «Мегафон», ОАО «ЛОМО», ОАО «Электросила», ОАО «РЖД» и других.Создана система непрерывного образования - довузовское, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное. Развита система дистанционного обучения. Более десяти лет вуз осуществляет профессиональную переподготовку слушателей в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ. - Какие основные направления научной деятельности вуза?- Университет имеет статус организации, действующей под научно-методическим руководством Российской академии наук. Совместно с Институтом проблем региональной экономики РАН создан Научно-учебный центр подготовки кадров для инновационной экономики, в составе которого функционируют лаборатории: «Методология исследования пространственной экономики», «Инновационное развитие региональных и корпоративных структур», «Институты правоприменения и социальной защиты граждан», «Приграничная и трансграничная торговля и туризм», «Экономическая и экологическая безопасность жизнедеятельности человека в региональных социосистемах».  Развитие научно-образовательных центров совместно с региональными институтами РАН расширяет участие профессорско-преподавательского состава университета в разработке фундаментальных и прикладных теоретических и методических положений, позволяет трансформировать полученные знания в образовательный процесс, развить программы по новым укрупненным группам подготовки бакалавров и магистров, таким как «Физико-математические науки», «Автоматика и управление».В аспирантуре и докторантуре вуза проходит подготовка более 400 научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации по экономическим, социальным и юридическим наукам. Издаются российские научные журналы - «Экономика и управление», который входит в перечень ВАК, «Социология и право» и «Ученые записки». Ежегодно совместно с РАН выпускаются сотни монографий и учебников. Интеграция академии с учреждениями РАН позволила не только выполнить аккредитационные показатели, соответствующие статусу университета, но и планировать их дальнейший рост в соответствии с концепцией развития вуза до 2030 г. - Соответствует ли Ваш вуз международным стандартам в области подготовки высококвалифицированных кадров?- Университет имеет тесные связи с более чем 80 зарубежными университетами и организациями, среди которых Сорбонна, Стэнфордский, Гарвардский, Колумбийский, Йельский, Принстонский, Лондонский, Стокгольмский, Мюнхенский, Венский университеты и др. Зарубежные специалисты читают у нас лекции. Для студентов организованы учебно-ознакомительные поездки в учебные заведения Европы и США. Совместно с зарубежными партнерами проводятся семинары для профессорско-преподавательского состава и сотрудников. Как раз в те дни, когда мы получили известие о присвоении академии университетского статуса, большая группа наших преподавателей - 30 человек - находилась на стажировке в Германии. Инвестиции в персонал - одно из главных направлений нашего развития. Инвестиции в развитие учебной базы, обучающих технологий - столь же важное для нас направление. Университет располагает современными техническими средствами обучения. В распоряжении студентов есть все необходимое для занятий - новейшие компьютерные классы с выходом в интернет, лингафонные кабинеты, специализированные лаборатории и аудитории, библиотеки, в том числе у студентов и преподавателей есть возможность пользоваться фондами и ресурсами Президентской библиотеки им. Ельцина. Несмотря на мировой экономический кризис, мы продолжили свое развитие, значительно увеличили объем аудиторного фонда, открыв пять новых учебно-лабораторных корпусов. Вуз неоднократно становился победителем в российских и международных конкурсах качества образовательных услуг. В академии внедрена современная система обеспечения качества образования - получены сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO) и сертификат соответствия международным стандартам качества IQNet. - Какие перемены ожидаются у вас в связи с получением нового, более высокого статуса? - В соответствии с проектом нового закона «Об образовании» право заниматься научной деятельностью, готовить магистров и научно-педагогические кадры в аспирантуре и докторантуре остается только за учебными заведениями, имеющими университетский статус. Все это успешно развивалось в академии, и мы собираемся расширить эти направления деятельности. Одно из направлений - создание бизнес-инкубаторов, научно-образовательных центров, малых предприятий при университете. Заключены договоры о сотрудничестве в этой сфере с Северо-Западной секцией содействия развитию экономической науки Отделения общественных наук РАН, Институтом проблем региональной экономики РАН, с Карельским научным центром РАН, Северо-Восточным научным центром Дальневосточного отделения РАН, Институтами социологии, психологии РАН, Уральским институтом экономики РАН, Кольским научным центром РАН и другими организациями.Ежегодно учеными, студентами университета совместно с РАН выполняются около сотни НИР на десятки миллионов рублей. Таким образом реализуется модель создания научно-образовательных центров Санкт-Петербургского университета управления и экономики. Чтобы привлечь к этому проекту регионы, мы проводим круглые столы, куда приглашаем представителей власти и бизнеса. Вместе обсуждаем планы учебных программ, которые бы отвечали потребностям социально-экономического развития конкретного региона. Готовим предложения по организации и проведению научного исследования по прогнозным оценкам потребностей Северо-Западного региона в выпускниках вузов в профессиональном срезе. Что касается малых инновационных предприятий, то первое из них создано на базе нашего Института дистанционных технологий и инновационного обучения. В 2011 году в университете планируется открыть не менее 10 малых инновационных предприятий. Главная задача нашего вуза в новом статусе - быть надежной опорой бизнесу и власти, их стратегическим партнером в деле экономического развития территорий и подъема уровня жизни населения.КСТАТИ. За научные разработки по экономике правительство Санкт-Петербурга наградило профессора Гневко премией им. академика Новожилова. Первые поздравления поступили от коллег из РАН, к которым редакция присоединяется от всей души с пожеланиями дальнейших успехов ректору и коллективу университета.

КВ
Лента новостей