ПОБЕДЫ ПЛАМЕННЫЙ МОТОР

В начале апреля группа казанских журналистов побывала на предприятии, внесшем огромный вклад в разгром немецко-фашистских полчищ в годы Великой Отечественной войны, - ОАО «Казанское моторостроительное объединение».

О годах становления завода №16, как он назывался в годы войны, поведал заведующий местным музеем истории Григорий Жмурченко. Поначалу планировалось производить двигатели для самолетов на площадке авиастроя. Но в октябре 1941 года в Казань эвакуируется воронежский завод №16, который сливается с Казанским моторостроительным заводом №27. В 1940 году тут работали 3 тысячи человек, которые делали поршневые двигатели М-7 и М-11 для знаменитого ночного бомбардировщика У-2. Но в годы Великой Отечественной главной продукцией предприятия стали двигатели для пикирующего бомбардировщика ПЕ-2.

На протяжении 1418 дней и ночей завод поставлял фронту «пламенные моторы» марки ВК-105. В 1942 году был запущен главный конвейер (небывалый факт в истории моторостроения!), с которого каждые 50 минут сходил один двигатель. В апреле 1945 года был изготовлен 15-тысячный боевой мотор. И еще одно знаменательное событие произошло тут в годы войны. Выдающиеся конструкторы В.П.Глушко и С.П.Королев разработали здесь форсажный мотор РД-1, который стал прообразом первого реактивного двигателя.

В 1945 году завод был удостоен высшей награды Родины - ордена Ленина. А его директор, генерал-майор Макар Лукин, стал первым Героем Социалистического Труда в Татарстане, его именем названа одна из центральных улиц Авиастроительного района. 270 лучших заводчан были награждены орденами и медалями за выдающийся вклад в Победу.

Когда началась эра реактивной авиации, казанские моторостроители стали осваивать и выпускать двигатели для истребителей МИГ-15, бомбардировщика ТУ-16, гражданских авиалайнеров ТУ-104, ИЛ-62, ТУ-154, ИЛ-86. Эту прославленную серию продолжили современные моторы для ТУ-214, ТУ-324. Осваивается здесь и новый высокоэкономичный двигатель НК-93 для самолетов ИЛ-96, ТУ-204, АН-70. А еще КМПО выпускает газораспределительные и газоперекачивающие станции для Газпрома, автоматические коробки передач для большегрузных автобусов, которые казанцы производят совместно с германской фирмой «Фойнт», и многое другое.

Разговор о вчерашнем и сегодняшнем дне предприятия продолжился в зале заседания совета директоров КМПО. Директора по персоналу и социальному развитию Гульнара Нурмухаметова и Сергей Батин рассказали о ходе подготовки к 60-летию Победы, а также о том, как здесь решаются социальные проблемы ветеранов, коих в объединении насчитывается более 8 тысяч.

Под аплодисменты собравшихся руководители предприятия вручили юбилейные медали «60 лет Победы» участникам Великой Отечественной войны Ивану Дышанову, Александру Авдееву и Ризе Ильясову, а также труженикам тыла Алексею Трусову и Герою Социалистического Труда Михаилу Карпову. Ветераны вспомнили свою боевую и трудовую юность, а также рассказали, как многие годы работали в прославленном дважды орденоносном объединении, внесшем огромный вклад и в Победу, и в развитие отечественной авиации.

Владимир МУЗЫЧЕНКО.

КВ
Лента новостей