Как пережить капитальный ремонт. Почему жильцы должны быть грамотные и въедливые

Ремонт - это стихийное бедствие, совершенное группой лиц по предварительному сговору, гласит современная народная мудрость. Что надо предпринять, чтобы ремонт в многоквартирном доме действительно не стал бедствием для жильцов, «КВ» рассказывает председатель ТСЖ «Мечта» Ринат Давлетьяров.
- Ринат Маратович, наша информация для тех, кто только ожидает начала капитального ремонта. С чего надо начинать?
- Капитальный ремонт состоит из двух составляющих - финансирования и контроля. При наличии денег и должного контроля со стороны жителей пережить этот период легко и просто.- Тогда почему же все происходит наоборот?
- К сожалению, сейчас капремонт в многоквартирном доме становится областью бизнеса сторонних лиц. Почему, по-вашему, до сих пор стоят купеческие дома, хотя многие из них уже перешагнули свой вековой рубеж? Потому что строили их для себя и потом содержали в должном порядке тоже для себя. Сейчас же, как правило, на первом месте не качество, а прибыль. За минимум труда и не лучшие материалы исполнители хотят сорвать куш побольше. Проверить работу строителей неспециалистам достаточно сложно. Большинство брака начинает выявляться, когда уже проходит гарантийный срок выполненных работ (3 - 5 лет), и проблемы начинают сыпаться на головы жильцов. - Вы говорите про контроль. А кто его должен осуществлять?
- Признаться, я сам еще не понял! Жители зачастую не разбираются в очень важных нюансах инженерных систем, тонкостях производства строительных работ. Взять, к примеру, наш дом. Капитальный ремонт нам подарили. Вроде бы нужно радоваться. Но не зря в пословице говорится, что дареному коню в зубы не смотрят. Нас не допустили ни к выбору подрядчика, ни к выбору материалов, ни к проекту работ. Как следствие - подарок принес целый ряд проблем, последствия которых до сих пор приходится расхлебывать. Одна из них - некачественные трубы, из-за которых в системе отопления то и дело появляются свищи. Последний пример. ТСЖ после очередного прорыва системы отопления как ответчику за испорченное имущество выставили счет на 630 тысяч рублей - для нас крайне тяжелая сумма. Но загвоздка в том, что трубы на ремонт выбирали не мы, а подрядная организация, проводившая работы, и они оказались далекими от идеала и неизвестно какого производства. Строители хотят выиграть в деньгах, материал закупают непонятно у кого, только чтобы он был подешевле. Мы подали на строителей в суд. Но подрядчики представили результаты какой-то московской экспертной организации о том, что трубы надлежащего качества. А мы так и не смогли доказать, что они бракованные. Теперь гарантийный срок 5 лет прошел, а в доме прорыв за прорывом. Все траты по их устранению ложатся на бюджет ТСЖ. Еще одна ненужная, на наш взгляд, трата при капремонте, которая каждый год влетает в копеечку дому. На наш дом из четырех  корпусов и 19 подъездов достаточно четырех узлов погодного регулирования, но поставили нам 19! А это деньги не только на установку, но и плата за обслуживание. Ведь эксплуатировать 19 узлов гораздо дороже, чем четыре. Это сложное электронное оборудование, за обслуживание которого лицензированная фирма берет 1,5 тысячи рублей в месяц за каждый узел. Умножьте ее на 19, а потом на 12. Получается, ТСЖ тратит 342 тысячи в год вместо 72! К тому же у этих узлов есть слабое место - насосы, которые периодически выходят из строя. Стоимость каждого - 15 тысяч рублей, а их по два в каждом. А если умножить на 38  (вместо 8)? Вот такая невеселая арифметика получается. - Неужели нельзя было договориться о количестве еще до капремонта?
- Никто нашего мнения по этому вопросу не спрашивал. Поставили перед фактом и все. Чтобы капремонт не стал поводом для расстройства, крайне необходимо, чтобы за качеством работ следили собственники. Только они одни заинтересованы в долгом сроке службы родного дома. Еще важно, кто его оплатит. На сегодня есть решение - статью капитального ремонта передать Региональному оператору. Все средства в республике будут аккумулироваться на его счете. И только Региональный оператор будет решать вопрос о необходимости капремонта в каждом конкретном доме. Финансировать его тоже будет эта организация. А у нас музыку заказывает тот,  кто платит. Похоже, плясать нам придется под чужую дудку.Что это значит, на мой взгляд? Упрощенно - сбор всех частников (кулаков) в колхоз. Что-то мне это напоминает... Сомневаюсь, что с высоты крупных строительных структур хорошо видны интересы маленького дома.- Можно ли отказаться от услуг Регионального оператора?
- Нам сказали: нельзя! Но наше ТСЖ на общем собрании решило не пользоваться услугами РО. Не думаю, что кто-то заинтересован больше нас и сделает ремонт в нашем доме лучше, чем мы сами. Ведь мы делаем его для себя. Знаем свой дом лучше, все его проблемы и болячки. Пришедший со стороны дядя ни за что не несет ответственности. Прошел гарантийный срок и все. После него недобросовестные подрядные организации спокойно забывают о своем браке.- То есть вы сейчас сами собираете деньги на капремонт?
- Да. На общем собрании жильцов мы приняли такое решение и открыли спецсчет. Люди поддерживают подобное решение.  - Вернемся к практическому совету жителям многоквартирных домов, которые обслуживаются управляющими компаниями: как контролировать ход капитального ремонта?
- В каждом доме должна быть создана инициативная группа, которая поможет жильцам принимать решения. При этом важное условие - нужны люди грамотные, неравнодушные и по-хорошему въедливые. -...которые вкупе с УК и подрядными организациями будут отслеживать капремонт?
- Нет, в пику. Это будет та заноза, которая станет мешать строителям сделать брак. Без серьезного контроля качества не будет.

КВ
Лента новостей