Спасибо пылесосу Васе за сына, или Нужна ли Казани такая реклама?

Американские полицейские долго не могли понять, почему на отдельном участке одного из автобанов начали вдруг происходить аварии одна за другой. Было такое впечатление, что в определенном месте водители впадали в транс и замедляли скорость, провоцируя «карамболь». Потом выяснилось, что водители действительно попадали под «гипноз» пристально глядевшей с огромного щита модели Евы Герцеговой, рекламирующей лифчик Wonderbra с эффектом пышной груди.

news_top_970_100

Осторожно: реклама!

Действительно, придорожные рекламные щиты и растяжки безобидны только на первый взгляд. Известно, что рекламщик пытается привлечь внимание всеми доступными способами: яркостью, необычностью изображения, оригинальным слоганом... И добивается своего, но какой ценой? Водитель невольно концентрирует внимание не на дороге, а на щите. Учитывая то, что средняя скорость движения в городе 60 км/ч, водитель отвлекается на 2 - 5 секунд, и этого достаточно, чтобы въехать в впереди стоящую машину или проехать нужный поворот. Не случайно за рубежом, в частности в Великобритании, наружную рекламу вдоль магистралей признали представляющей смертельную угрозу.

- И это еще не все, - говорит госинспектор УВД Казани Рустем Нуриев. - Большие щиты наружной рекламы нередко устанавливаются вблизи светофоров, ими перекрываются дорожные знаки. В целом более 50 процентов наружной рекламы вдоль дорог установлено с нарушениями.

Так что реклама может стать опасной, даже если вы знать не хотите, что она изображает. Установленные с техническими нарушениями щиты и растяжки нередко падают, и если среди людей жертв, к счастью, не было, то автомобилям повезло меньше. Например, одна из упавших растяжек на Восстания зацепила машину прямо на проезжей части. В прошлом году растяжка, установленная на перекрестке Амирхана - Ямашева на опорах освещения без учета так называемой парусности, при сильном ветре стала раскачиваться и создала такую вибрацию, что потрескались и выпали и линзы светофора, прикрепленного к той же опоре.

Не случайно сотрудники МЧС РТ расценивают «наружку» как потенциальный источник опасности и при штормовых предупреждениях рекомендуют держаться от нее подальше наряду с какими-нибудь ветхими домами и старыми деревьями.

- А еще некоторая реклама напоминает дорожные знаки и способна ввести водителя в заблуждение, - продолжает Рустем Нуриев. - Например, есть реклама, где изображение такое же, как на дорожном знаке: синий фон, белая стрелка. Представьте эту рекламу, висящую у дороги. Что может произойти?

Вопрос риторический.

Тете не стыдно!

Впрочем, даже если углубиться прочь от дороги, легче не станет. В какой-то момент начинаешь испытывать манию преследования и наконец понимаешь: рекламы в городе слишком много и она раздражает своей навязчивостью и некорректностью. Легким случаем можно считать, если дело ограничивается ошибками в орфографии и пунктуации, а если с щита вы читаете весьма двусмысленные слоганы типа «Отсосу за копейки», «Люби безплатно», «...сеть - цены просто о...уеть» и т.д.? Этическая сторона рекламы в стане большинства рекламщиков, видимо, уже стала анахронизмом. Тема секса, эротики, циничная двусмысленность и пошлые намеки эксплуатируются бесконечно. Я знаю одну мамашу, которая специально делает солидный крюк по пути в детский садик, лишь бы не встречать каждый день на своем пути щит с рекламой, по поводу которой ее малолетняя дочь каждый раз спрашивает: «Разве не стыдно тете в одних трусах на виду у всех стоять?»

Обилие рекламы, предложение которой явно превышает потребительский спрос на нее, наводит на мысль о дешевизне сдаваемых в аренду щитов. Дошло до того, что рядовые жители города получили возможность делиться событиями своей сугубо личной жизни со всем городом: «С днем рождения, любимая!», «Спасибо за дочку!», «Рома, вернись, я все прощу!», «Вася, прости, я была не права!» и т.д. Почему весь город должен быть в курсе жизненных перипетий каких-то отдельных никому не известных граждан? По большей части рекламное изобилие сейчас напоминает мусорное ведро, набитое чем попало. Проезд по Ленинской дамбе вдоль щитов дает такое количество информации, что в конце концов все сливается в бессмысленный слоган: «Спасибо пылесосу за сына на распродаже в экспресс-кредит, потому что входящие у нас с 50% скидкой на весь ассортимент...»

На фоне баннера снимается семейство...

Вспоминаю своих гостей, которые хотели увезти с собой на память о Казани фотографии ее исторических зданий, памятников культуры, старинных улочек... Надо было видеть те поистине акробатические трюки, которые предпринимал фотограф, пытаясь найти точку, при которой здание или какой-то уголок улицы хотя бы частично не загораживали вездесущие рекламные щиты.

- Реклама на фасадах исторических зданий агрессивна, насыщенна и вообще не имеет никакой гармонии с городом, - комментирует начальник отдела охраны и использования объектов культурного наследия Министерства культуры РТ Розалия Нургалеева.

В Санкт-Петербурге добиваются свободных от рекламы зон возле исторических памятников и мест культуры и отдыха, а мы чем хуже?

Не надо предъявлять к рекламе заниженные требования - она стала частью нашей повседневной жизни и конечно же имеет право на существование. Ясно одно: рекламу надо, как предлагал когда-то Маяковский сделать с Америкой, «закрыть, хорошенько почистить и открыть заново». Чтобы она была корректной, умной и грамотной; чтобы не располагалась вблизи школ, учреждений культуры и исторических мест города, не вылезала нагло на магистрали и не отвлекала водителей и... Словом, чтобы ее стало меньше, да лучше!

 

Лана РОМАНОВА

news_right_column_240_400