Осторожно: реклама!
Действительно, придорожные рекламные щиты и растяжки безобидны только на первый взгляд. Известно, что рекламщик пытается привлечь внимание всеми доступными способами: яркостью, необычностью изображения, оригинальным слоганом... И добивается своего, но какой ценой? Водитель невольно концентрирует внимание не на дороге, а на щите. Учитывая то, что средняя скорость движения в городе 60 км/ч, водитель отвлекается на 2 - 5 секунд, и этого достаточно, чтобы въехать в впереди стоящую машину или проехать нужный поворот. Не случайно за рубежом, в частности в Великобритании, наружную рекламу вдоль магистралей признали представляющей смертельную угрозу.
- И это еще не все, - говорит госинспектор УВД Казани Рустем Нуриев. - Большие щиты наружной рекламы нередко устанавливаются вблизи светофоров, ими перекрываются дорожные знаки. В целом более 50 процентов наружной рекламы вдоль дорог установлено с нарушениями.
Так что реклама может стать опасной, даже если вы знать не хотите, что она изображает. Установленные с техническими нарушениями щиты и растяжки нередко падают, и если среди людей жертв, к счастью, не было, то автомобилям повезло меньше. Например, одна из упавших растяжек на Восстания зацепила машину прямо на проезжей части. В прошлом году растяжка, установленная на перекрестке Амирхана - Ямашева на опорах освещения без учета так называемой парусности, при сильном ветре стала раскачиваться и создала такую вибрацию, что потрескались и выпали и линзы светофора, прикрепленного к той же опоре.
Не случайно сотрудники МЧС РТ расценивают «наружку» как потенциальный источник опасности и при штормовых предупреждениях рекомендуют держаться от нее подальше наряду с какими-нибудь ветхими домами и старыми деревьями.
- А еще некоторая реклама напоминает дорожные знаки и способна ввести водителя в заблуждение, - продолжает Рустем Нуриев. - Например, есть реклама, где изображение такое же, как на дорожном знаке: синий фон, белая стрелка. Представьте эту рекламу, висящую у дороги. Что может произойти?
Вопрос риторический.
Тете не стыдно!
Впрочем, даже если углубиться прочь от дороги, легче не станет. В какой-то момент начинаешь испытывать манию преследования и наконец понимаешь: рекламы в городе слишком много и она раздражает своей навязчивостью и некорректностью. Легким случаем можно считать, если дело ограничивается ошибками в орфографии и пунктуации, а если с щита вы читаете весьма двусмысленные слоганы типа «Отсосу за копейки», «Люби безплатно», «...сеть - цены просто о...уеть» и т.д.? Этическая сторона рекламы в стане большинства рекламщиков, видимо, уже стала анахронизмом. Тема секса, эротики, циничная двусмысленность и пошлые намеки эксплуатируются бесконечно. Я знаю одну мамашу, которая специально делает солидный крюк по пути в детский садик, лишь бы не встречать каждый день на своем пути щит с рекламой, по поводу которой ее малолетняя дочь каждый раз спрашивает: «Разве не стыдно тете в одних трусах на виду у всех стоять?»
Обилие рекламы, предложение которой явно превышает потребительский спрос на нее, наводит на мысль о дешевизне сдаваемых в аренду щитов. Дошло до того, что рядовые жители города получили возможность делиться событиями своей сугубо личной жизни со всем городом: «С днем рождения, любимая!», «Спасибо за дочку!», «Рома, вернись, я все прощу!», «Вася, прости, я была не права!» и т.д. Почему весь город должен быть в курсе жизненных перипетий каких-то отдельных никому не известных граждан? По большей части рекламное изобилие сейчас напоминает мусорное ведро, набитое чем попало. Проезд по Ленинской дамбе вдоль щитов дает такое количество информации, что в конце концов все сливается в бессмысленный слоган: «Спасибо пылесосу за сына на распродаже в экспресс-кредит, потому что входящие у нас с 50% скидкой на весь ассортимент...»
На фоне баннера снимается семейство...
Вспоминаю своих гостей, которые хотели увезти с собой на память о Казани фотографии ее исторических зданий, памятников культуры, старинных улочек... Надо было видеть те поистине акробатические трюки, которые предпринимал фотограф, пытаясь найти точку, при которой здание или какой-то уголок улицы хотя бы частично не загораживали вездесущие рекламные щиты.
- Реклама на фасадах исторических зданий агрессивна, насыщенна и вообще не имеет никакой гармонии с городом, - комментирует начальник отдела охраны и использования объектов культурного наследия Министерства культуры РТ Розалия Нургалеева.
В Санкт-Петербурге добиваются свободных от рекламы зон возле исторических памятников и мест культуры и отдыха, а мы чем хуже?
Не надо предъявлять к рекламе заниженные требования - она стала частью нашей повседневной жизни и конечно же имеет право на существование. Ясно одно: рекламу надо, как предлагал когда-то Маяковский сделать с Америкой, «закрыть, хорошенько почистить и открыть заново». Чтобы она была корректной, умной и грамотной; чтобы не располагалась вблизи школ, учреждений культуры и исторических мест города, не вылезала нагло на магистрали и не отвлекала водителей и... Словом, чтобы ее стало меньше, да лучше!
Лана РОМАНОВА