Почему пустуют стадионы

Тема низкой посещаемости спортивных мероприятий в России стала одной из основных в публикациях последних лет. Выскажем и мы собственное суждение, ни в коей мере не представляя его истиной в последней инстанции.
Российский народ охладел к спорту. Не так чтобы очень, но представить себе под завязку заполненный стотысячный стадион «Лужники» на матче «Спартак» - «Динамо», как это было в 60-е годы прошлого века, нынешнему болельщику невозможно. Но прежде чем перейти к причинам подобного охлаждения, отметим один момент, который почему-то упускают все, кто пишет о болельщиках. Интерес к тому или иному спортивному мероприятию, той или иной спортивной команде определяется не только количеством зрителей на трибунах. Тех, кто за выступлением энной команды следит, кого интересует или даже волнует, как она играет, в десятки, а то и сотни раз больше.Это я вот к чему: говорить о том, что команда играет для 3000, 10000, 15000 зрителей не вполне правомерно. В моем далеком детстве, когда в Казани еще не было Дворца спорта, отец взял меня на Центральный стадион на выставочную игру по хоккею между нашей командой и московским «Спартаком», который приехал без ведущей тройки нападения - чемпионов мира братьев Майоровых и Старшинова. В двадцатиградусный мороз 25-тысячный стадион был почти полон. В середине семидесятых годов, когда на матч с «Рубином» приехал лидер первой лиги минское «Динамо», т.е. по рейтингу 17-я команда СССР, места на трибуне мне не нашлось, сидел на ступеньках в проходе. Почему все не так ныне? Причин несколько. От плановой социалистической системы с ее нормированным рабочим днем мы перешли к рыночной экономике. Стало меньше свободного времени, увеличился информационный поток, буквально обрушившийся на современного человека. Был один телевизионный канал, стало сто. В разы увеличилось число газет, появился интернет. Вот первая причина уменьшения зрителей на матчах. А как же заполненные трибуны на играх английского футбольного чемпионата, непрекращающийся ажиотаж на матчах НБА, спросит читатель, ведь Запад живет по тем же законам постиндустриального общества? Тут возникает вопрос качества продаваемого продукта, совершенства системы организации соревнований, мастерства PR и рекламы. Ставить абсолютный знак равенства между странами Запада и Россией с ее менталитетом не совсем правомерно.Человека, лишенного слуха, сложно затащить в оперный театр, равнодушного к спорту - на стадион. В стране исчез дворовый спорт, а именно он был той базой, на которой затем формировалось высшее спортивное мастерство, а главное, огромная армия болельщиков. Спортивные школы - это уже следующая за дворовым спортом ступень. Прежде представить себе футболистов или хоккеистов, не прошедших школу двора, было невозможно. Итак, если меня не интересует спорт, если все свободное время уделяю компьютеру или телевизору, зачем я пойду на футбол, волейбол, баскетбол? Много ли детей, подростков на спортивных состязаниях? То-то. Когда подрастут, вряд ли их пристрастия изменятся. А те, кого мы именуем фанами, ребята как раз спортивные. К примеру, баскетбольными зрелищами не ограничиваются, постоянно стритбольные турниры устраивают, активно в баскетбол играют. Это я в подтверждение вышесказанного. Влияет ли на зрительский интерес сама структура проведения соревнований? Безусловно. Почему во время регулярного хоккейного первенства трибуны часто не заполнены, почему такой аншлаг на плей-офф? Ответ прост. «Регулярка» в хоккее ничего не решает, практически ничего. А вот плей-офф! Поди угадай, кто победит в данном конкретном матче, кто в итоге станет чемпионом. Кто станет чемпионом... Не потому ли в двадцатимиллионной Москве на баскетбольном финале в зале полторы тысячи зрителей. Исход ясен: ЦСКА - вот уже 20 лет бессменный чемпион страны. Засилье легионеров? Это вопрос спорный, требует значительной проработки. С одной стороны, в футболе и баскетболе, где зарубежных мастеров на поле и площадке две трети, и наблюдается наиболее резкий спад посещаемости игр по сравнению с хоккеем и волейболом, где этот процент значительно ниже. С другой, идут все же на зрелище.Сервис. О нем мы ранее и не слыхивали. Вопрос, идти на футбол или нет в зависимости от того, будут ли там продавать пирожки, не стоял. Нужно ли прекращать работу по улучшению сервисного обслуживания? Ни в коем случае. Но главное, что реально может повлиять на зрительский интерес, так это продуманная система проведения соревнований. А много ли у нас, скажем, в баскетболе, непредсказуемых игр? Часто ли, как в хоккее, меняется чемпион? Достаточно ли спортивной интриги? Спортивное зрелище нужно сделать милым. А насильно мил не будешь.

КВ
Лента новостей