Стоять с протянутой рукой - это не мой стиль

Каждый концерт, каждый спектакль Валерия Гергиева - событие. Сама английская королева-мать Елизавета в день своего 100-летнего юбилея пришла на гастрольный спектакль Мариинского театра и встретилась с маэстро. Она сказала ему много добрых слов, а в конце огорченно добавила: «Я надела свое лучшее платье, а вы его даже не заметили».

news_top_970_100

- Пасха - светлый праздник, и наш Пасхальный фестиваль по замыслу - воплощение радости. Это должны быть концерты общедоступные, благотворительные. Нам хотелось, чтобы на них приходили интеллигенция, пенсионеры, студенты, школьники. Идея фестиваля родилась 7 лет назад именно в Казани, и я уже тогда знал, что мы обязательно вернемся в этот замечательный город, - рассказал Валерий Абисалович. - Выступать сегодня как можно чаще в России - это наше моральное обязательство. Главное, чтобы мы никому не навязывались. Конечно, многое зависит от местных властей. В Татарстане есть сильная поддержка культуры, поэтому и стал возможен приезд нашего большого коллектива в Казань.

- Валерий Абисалович, все что вы делаете, обречено на успех: спектакли, фестивали, грандиозные культурные проекты... Как вам это удается?

- Начинается все непросто. Например, на первый фестиваль «Звезды белых ночей» в Петербурге нам из бюджета выделили всего 1000 долларов. Их хватило на кофе, конфеты, шампанское. Это все, что мог дать город на тот момент. Сейчас фестиваль - один из крупнейших в Европе. Политики, бизнесмены, когда видят что-то интересное, успешное, сами хотят быть поближе и сами предлагают деньги. А стоять с протянутой рукой и просить у них - это не мой стиль. В любом случае вначале идет идея, и уже потом находятся средства на ее воплощение.

- Сейчас очень большое внимание к проекту «Мариинка-2»...

- То, что зал возводится в довольно короткие сроки, - это наше умение привлекать деньги российских и зарубежных компаний. Но все-таки поддержка государства здесь решающая. Это будет уникальный зал, настоящий храм искусств. Надеюсь, мы откроем его в 2010 году. Новый комплекс Мариинского театра смогут посещать каждый вечер 20 тысяч зрителей, а не 1,5 - 2 тысячи, как сейчас.

Я могу сказать одно - несмотря на поддержку государства, театр должен сам зарабатывать. В этом сезоне Мариинка получила 20 миллионов долларов только от продажи билетов. Мы, как правило, делаем 8 - 10 новых постановок в сезон. Да, это много, но театр вынужден жить в таком напряженном ритме, чтобы выживать. Кстати, в планах Мариинки постановка балета Фарида Яруллина «Шурале».

Вообще, государственная поддержка Мариинскому театру совсем недавно выросла до 1,5 миллиарда долларов в год, и это без работ по строительству нового здания театра.

- Валерий Абисалович, как вы относитесь к попсе?

- Попса - это реальная опасность. На вечерах просто невозможно общаться: все грохочет, шумит. Людям приходится орать в уши, чтобы услышать друг друга. Вот это беспокоит меня больше, чем какие-то американские происки, вступление или невступление в ВТО. Если люди станут слышать друг друга, тогда будет все хорошо. Но я уверен, что сила настоящего искусства неистребима, и верю, что в России смогут найти баланс между культурой и экономикой.

СПРАВКА

Валерий Гергиев родился в Москве в осетинской семье, вырос на Кавказе, музыкальное образование получил в Ленинградской консерватории. В 35 лет был избран художественным руководителем оперной труппы, с 1996 года - художественный руководитель-директор и главный дирижер Мариинского театра. Инициатор создания и художественный руководитель международных фестивалей «За мир на Кавказе» (Владикавказ), «Миккели фестиваль» (Финляндия), «Фестиваль Красного моря» (Эйлат), «Киров-филармония» (Лондон), «Роттердам филармоник - Гергиев фестиваль» (Голландия), «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, Московский пасхальный фестиваль. Лауреат многих премий и наград.

news_right_column_240_400