- Я с огромной благодарностью принял предложение стать художественным руководителем Государственного симфонического оркестра Татарстана. Коллектив имеет колоссальный потенциал, свои традиции и высокопрофессиональных музыкантов, которым под силу самые сложные задачи. Моя задача – вывести оркестр Татарстана на мировой уровень, и вместе с коллективом мы ее выполним.
- Вы уже определили, как будете добиваться поставленной цели?
- Действовать будем сразу в нескольких направлениях. Во-первых, мы хотим выйти за рамки Большого концертного зала, чтобы не только казанцы, но и слушатели из отдаленных уголков республики узнали, что есть такой оркестр. Обязательно будем давать благотворительные концерты для детей-сирот и детей-инвалидов, студентов. Планируем выезжать на производства и прямо в цехах проводить концерты - когда-то они назывались «В рабочий полдень». Чтобы все это состоялось, мы наладим контакты с предприятиями, вузами, социальными учреждениями, фондами, будем искать новые формы работы со зрителями. Во-вторых, будем приглашать только звезд первой величины.
- А как решите проблему кадров для оркестра?
- Это важнейшая задача. Многие выпускники Казанской консерватории уже ищут возможность уехать в Москву, Санкт-Петербург, другие города. Почему? Потому что не могут реализоваться здесь. Они едут туда, где предлагают более привлекательные условия для жизни и творчества. Ситуацию необходимо менять. Талантливые музыканты – это национальное достояние, которое надо ценить и беречь.
Эти проблемы решаемы. Но все упирается в один принципиальный вопрос – финансирование. И я надеюсь, что в Татарстане он будет решен в пользу культуры.
- Вы можете сравнить уровень финансирования московских оркестров и симфонического оркестра Татарстана?
- В Москве очень много музыкальных коллективов. Большинство из них получают гранты от правительства Москвы и России. В общей сложности на их содержание уходит примерно 20 миллионов долларов в год. Это очень серьезные деньги. Благодаря такой мощной поддержке музыканты перестали бежать из Москвы. Если мы хотя бы чуть-чуть приблизимся к смете московских оркестров, то, я уверен, нам удастся вернуть многих талантливых исполнителей в Казань.
- Александр Витальевич, наверняка всех меломанов волнует, какой музыке будет отдавать предпочтение оркестр.
- Я убежден, что в нашем репертуаре обязательно должны быть произведения и татарских, и российских, и зарубежных композиторов, и классика, и современные сочинения. Очень важно играть и слушать разную музыку - как для зрителей, так и для самих музыкантов, потому что это положительно влияет на их творчество. Кстати, в конце сезона, летом 2011 года, хотим провести конкурс композиторов. Пусть для начала это будет маленький конкурс, но зато он станет провокацией и стимулом для молодых композиторов участвовать, победить и иметь возможность услышать свои сочинения в исполнении прекрасного симфонического оркестра.
- А Универсиаду оркестр не оставит без внимания?
- К этому событию мирового масштаба мы уже начинаем готовиться. Есть идея в дни соревнований пригласить в Казань оркестры из стран - участниц Универсиады на большой фестиваль на открытом воздухе. Казань - красивейший город. Оркестры будут играть на фоне потрясающих пейзажей. И эти выступления можно транслировать на весь мир.
Татарстан – спортивная республика. Достижения в футболе, хоккее – очень большая гордость. Но и достижения в области культуры тоже достойны уважения. Универсиада – отличный информационный повод заявить о культуре Татарстана.
Александр Сладковский
родился в 1965 году в Таганроге. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского и Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А.Римского-Корсакова. В 1997 - 2003 годах - дирижер симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга; в 2001 - 2003 годах — главный дирижер Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. Дирижер Российского государственного симфонического оркестра «Новая Россия». Сотрудничает со многими оркестрами России и Европы. В мае 2001 года в Эрмитажном театре дирижировал в концерте, данном в честь визита ее величества королевы Нидерландов Беатрикс, а в мае 2003 года - на торжественном открытии фонтанов Петродворца в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга в присутствии глав 46 государств.