...ТАМ, ГДЕ ЛЮБЯТ «МЕНТОВ»

20 офицеров МВД РТ, выезжавших для ознакомления с работой израильской полиции, вернулись в Казань. Заместитель начальника пресс-службы министерства Андрей Галиакберов поделился впечатлениями о поездке с нашим корреспондентом.

news_top_970_100

.В группе были руководители различных управлений и отделов министерства, руководители служб городских и районных управлений, практически всех: дежурная часть, криминальная милиция, угрозыск, следствие, УБОП... Интересовались методами борьбы с терроризмом. У израильской полиции богатый опыт в этой области. Специфики они нам, конечно, не раскрыли полностью. Методика работы - под грифом секретности. А кое-что мы для себя отметили.

Например, то, что охраной общественного порядка у них заняты частники. Торговые центры, вокзалы и аэропорты, больницы и школы, пляжи и стадионы, другие объекты массового пребывания граждан охраняются не полицией, а частными охранными структурами. Не надо представлять, что их охранники вроде отечественных: пожилой, пузатый, с дубинкой-тонфой, газовым пистолетом и мобильником для «пожаловаться по 02». Они обучены и вооружены не хуже полицейских.

Отбор и подготовка, как в полицию: только молодые, физически крепкие, прошедшие военную службу, несудимые. Даже снятая судимость закрывает все двери для соискателя.

Причем не только в охранной структуре, но и на любой хорошей работе.

Зато если работаешь в охранной структуре, то, считай, «повенчан» с табельным оружием. Его ты обязан иметь при себе круглые сутки. Так же в полиции и армии. Люди идут в отпуск или увольнение, в гости или в магазин, даже на пляж и в баню с оружием. Как они умудряются купаться, я так и не понял. Но на улице никого не удивляет, когда навстречу шагает человек в футболке, шортах, панаме и... с кобурой. 

Еврейское население полицию любит, уважает и не забывает, тем не менее, стучать на ее сотрудников начальству. Того видели едущим в машине с непристегнутым ремнем, этот кому-то грубил. По всем случаям ведутся расследования, делаются оргвыводы, ведь в полицию у них конкурс. 

После посещения крупного торгового центра у меня было ощущение, что самого рентгеном просветили. При входе мою сумку пропустили через камеру, какие у нас стоят на входах в Кабинет министров и Госсовет. Меня после прохода через рамку стационарного металлоискателя «обзвонили» еще и ручным. Пришлось выложить пластмассовую зажигалку, на которой и металла-то одна деталь. Но все это делается быстро, и граждане в очередь не выстраиваются: на каждом входе стоят по несколько охранников. Так везде.

В аэропорту нас до трусов не раздевали, но чемоданы перетряхнули у половины делегации. Пока стоишь в очереди на досмотр, с тобой беседует профессиональный психолог. Кто? Откуда? Зачем? Где паковал вещи? Не везешь ли по чьей-то просьбе посылку для передачи адресату? Не ответы слушают, а на твою реакцию смотрят, на мимику, движения головы, рук. При малейшем подозрении, а там работают высокие профессионалы, пройдешь досмотр «с пристрастием», по полной программе.

Округ Иудеи и Самари (две территории одного округа), куда входит и Восточный Иерусалим, включает «контролируемые» (по-еврейски) или «оккупированные» (по-арабски) территории. Здесь мы побывали в центре, откуда полицейские наблюдают за ситуацией на улицах Иерусалима - вроде нашей дежурной части. Перед дежурными больше тридцати мониторов, на которые передается изображение с 300 камер, установленных на разных улицах. Так они контролируют ситуацию в городе. Говорят, было 500 камер, но многие разбиты арабами во время массовых выступлений, а новые купить нет денег. Но когда найдут средства, будут устанавливать уже 800 камер слежения.

Еще одна особенность - на улицах нет урн. Террористы раньше часто использовали их для закладки своих «сюрпризов». Исчезли и арабы, ранее подметавшие улицы. Теперь мусора на улицах стало заметно больше, а убирать его некому, и работа дворника, как говорят сами евреи, стала очень хорошо оплачиваемой. 

Полицейские в Израиле зарабатывают тоже неплохо: офицеры - около 2 тысяч долларов в месяц, сержанты, видимо, меньше, но у них есть официальное разрешение шабашить (не в ущерб работе) в частных структурах или на охране порядка во время массовых мероприятий - в оцеплении на митингах, праздниках, концертах, спортивных матчах. Один час работы - 10 долларов. Правда, рабочий день полицейских, как и у нас, не нормирован. Могут поднять и в выходной. Но на шаббат (с вечера пятницы до вечера субботы) никто не покушается. Это время, когда по религиозным канонам евреям запрещено работать. Стоит весь транспорт, не работают магазины. Лифты в автономном режиме открывают-закрывают двери на всех этажах: давить на кнопки - тоже работа. 

Записал Владимир МАТЫЛИЦКИЙ.

news_right_column_240_400