Первые составы для Казанского метрополитена, открывшегося в 2005 году, изготовили в Санкт-Петербурге на заводе «Вагонмаш» при участии известной компании Skoda Dobravni Technika (г. Пльзень, Чехия). Примечательно, что вагоны эти делали специально для Казани, с учетом пожеланий татарстанских заказчиков. И хотя, например, салоны вагонов оборудовали антивандальными креслами, никто до сего дня не отменил строго заведенный порядок - несколько раз в день специалисты дотошно осматривают каждый вагон метро на предмет его технического состояния.
Что проверяют в первую очередь? Как поезда метрополитена готовят к выходу на линию? Об этом корреспондентам «Казанских ведомостей» рассказал заместитель директора электродепо по эксплуатации МУП «Метроэлектротранс» Рустам Сибагатуллин. Журналисты вместе с ним побывали в «спальном» корпусе казанского метро - цехе отстоя и ремонта вагонов электродепо, что находится между Оренбургским трактом и проспектом Универсиады. Те, кто проезжают по проспекту Универсиады в сторону Танкового кольца, могут наблюдать, как параллельно проспекту по специальным путям сюда неспешно заезжают составы казанской подземки.
- После часа пик поезда, которые уходят по графику с линии, заезжают сюда. Для них приготовлено 9 осмотровых канав. Здесь они проходят первичный осмотр и в случае необходимости в соответствии с замечаниями машиниста выполняются мелкие виды ремонта. Это может быть, например, замена перегоревших лампочек в салоне, ликвидация небольшой утечки воздуха, - поясняет нам во время «экскурсии» Рустам Сибагатуллин.
Также в обязательном порядке ежесуточно после работы в часы пик в салонах поездов идет тщательная уборка. Их чистят, моют и приводят в порядок после наплыва пассажиров. Два раза в неделю вагоны отправляют в специальную моечную камеру для основательной мойки снаружи.
Кроме ежедневных профилактических осмотров и контроля технического состояния поездов раз в две недели производятся плановые виды ремонта подвижного состава. А вот раз в квартал проверяется уже все оборудование, которое установлено на составах. Для этого оборудование прогоняют по специальным тестам и наблюдают, как оно себя ведет. Если в ходе тестирования выявился какой-либо дефект, эту часть оборудования вскрывают и либо ремонтируют, либо заменяют неисправную деталь.
Один раз в четыре года для каждого состава Казанского метрополитена наступает время заслуженного отдыха. Поезд отправляется поправить «здоровье» в свой «санаторий» - на капитальный ремонт, опять же в полном соответствии со своим техническим регламентом. Вот здесь уже поезд разбирают полностью, производят дефектоскопию состава на предмет выявления скрытых или возможных в будущем неисправностей. Проверяется все по отдельности - сам кузов поезда, колесные пары, тележки состава. Ведь безопасность пассажиров стоит на первом месте в работе Казанского метрополитена.
Сейчас казанскую подземку обслуживают 14 составов двух производителей. Первые 5 поездов, как мы уже отметили, сделали специально для казанского метро на заводе «Вагонмаш» Санкт-Петербурга. Следующую партию из 9 составов «Русичей» поставило нам предприятие «Метровагонмаш» из города Мытищи Московской области. Все поезда, как подчеркнул Рустам Сибагатуллин, хорошего качества, но приобретались в разное время, и последние модели изготовлены с учетом более современных технологий. Вот и в нашем случае, как отмечает специалист, «Русичи» удобней в эксплуатации. Это примерно так же, как если пересаживаться с «Волги» на «Мерседес».
Добавим, что вместимость поездов производства «Вагонмаш» - 310 человек, состав может развивать скорость до 80 км/час. «Русичи» могут перевозить уже побольше пассажиров - 370 человек, разгоняясь при этом до 90 км/час.