Татарстанского кина не будет?

Фестиваль есть - своих фильмов нет. В минувшее воскресенье завершился VII Казанский международный фестиваль мусульманского кино. В его конкурсной программе не было ни одного игрового фильма, снятого татарстанскими кинематографистами.

news_top_970_100
Автор фото: starla.blog.ru

Такое за семь лет существования кинофорума случилось впервые. Это стало тревожным сигналом и поводом для серьезного разговора о дальнейшей судьбе кино в Татарстане.
- Сложилась парадоксальная ситуация – у нас есть престижный фестиваль международного уровня, но нет своего кино. Это как сапожник без сапог, – сказал на встрече с журналистами в пресс-центре фестиваля татарстанский режиссер и актер Рамиль Тухватуллин. - Эта проблема родилась не сегодня. Много лет идет речь о том, что наша республика должна иметь свою киностудию и кадры. Ведь мы, талантливые и красивые,  можем быть конкурентоспособными. Но Татарстан в области кинематографии сейчас можно сравнить с дорогим «Мерседесом» без бензина, который выглядит грудой бесполезного железа.
- Рамиль Чингизович, почему так происходит? - Может быть, мы не так доказываем, что можем снимать, и не умеем просить денег... Ведь потенциал у татарстанских кинематографистов большой. У нас огромное количество любительских студий, которые снимают интересные документальные, игровые фильмы, короткометражки. Съемки идут постоянно. Это показатель того, что кадры есть и они готовы работать. Но пока все слова и заверения о том, что киностудия в Татарстане будет, к сожалению, не материализуются. Режиссеры, операторы, звукорежиссеры, монтажеры, другие специалисты, которые делают кино, бесконечно ждать не могут. Многие за годы ожидания теряют квалификацию и желание работать. С болью могу сказать, что на грани банкротства Казанская студия кинохроники. Ее специалисты более полугода не получают зарплату. А там работают уникальные профессионалы, например, по проявке пленки. Этому тонкому искусству надо учить не один год. Такие кадры необходимо сохранять. Повторяю, у нас есть талантливые ребята. И если здесь для них не будет работы, они уедут в Москву и на Запад. 
- Сколько сегодня стоит снять игровой фильм? - Амплитуда очень большая: от 10 тысяч рублей, в которые укладываются некоторые режиссеры, снимая авторское кино, до нескольких десятков миллионов долларов, если речь идет о блокбастере со сложными спецэффектами и голливудскими звездами в главных ролях. Если мы хотим снимать кино, на которое пойдет зритель, то вложения должны быть значительными. Затраты окупить реально. С точки зрения бизнеса кино - прибыльное вложение капитала. Надо только делать все по-умному и изменить систему проката. Пока же она у нас доказывает, что любой, даже кассовый, фильм можно привести к нулю. По большому счету половину доходов от сборов отбирают кинотеатры, остальная часть уходит на уплату кредитов. В результате проект для самой съемочной группы оказывается убыточным. 
- Есть ли выход из этой ситуации?- Хочется, чтобы у власти изменилось отношение к кино. Надо стучаться в разные двери. Мы плохо работаем с федеральными программами поддержки кинематографа, а они могут финансировать интересные проекты. Но мы не умеем правильно и грамотно презентовать свои идеи. Этому тоже надо учиться. 

news_right_column_240_400