Столица Татарстана не просто восстанавливает докризисные показатели, а задает новую планку для регионального туризма, похвалилась успехами на «деловом понедельнике» руководитель комитета по развитию туризма исполкома Казани Дарья Санникова.
По итогам первых восьми месяцев года Казань приняла 3,3 млн туристов, что на 6% больше, чем за тот же срок в 2024 году. Этот рост преимущественно обеспечен внутренним туризмом: около 75% гостей, или около 2,5 млн человек, приехали из других регионов России. Это на 5% больше по сравнению с прошлым годом. География в целом очень обширна, при этом более половины всего турпотока - 59,5% - обеспечили только 10 регионов. Среди них традиционные лидеры - это Москва, Санкт-Петербург и регионы-соседи, такие как Башкортостан и Чувашия.
Аналитики отмечают растущий интерес к Казани со стороны гостей из Центрального федерального округа, с Урала, а также из Нижегородской и Кировской областей.
Важным показателем является доля возвратных туристов, то есть тех, кто приезжает в Казань повторно. Таких в общем потоке 10,3%. Что касается иностранных туристов, то тут цифры гораздо скромнее - их за восемь месяцев насчитали чуть более 30 тысяч. Причем наибольшую активность проявляют граждане Китая, Турции, Белоруссии, Казахстана и Малайзии.
Большинство гостей - 73% - приезжают в Казань именно как полноценные туристы, то есть с обязательной ночевкой, а 27% составляют экскурсанты, совершающие краткосрочные визиты. Средняя продолжительность поездки составляет три дня.
Одним из самых ярких индикаторов оживления туристической сферы стал рост расходов путешественников. По данным Сбераналитики, приведенным Санниковой, за восемь месяцев и туристы, и экскурсанты оставили в Казани 29,1 млрд рублей. Это на 21,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом туристы тратят больше не только за все дни пребывания, но и ежедневно: средний объем трат на человека в сутки вырос на 10% и составил 3,27 тыс. рублей.
Структура этих расходов красноречиво говорит о предпочтениях гостей. Почти треть всех трат - 28% - приходится на кафе, бары и рестораны. Посещают заведения общепита почти 80% туристов, а средний чек вырос на 14,3% и достиг 1143 рублей. Помимо этого, значительные суммы туристы тратят в продовольственных магазинах, а также на различные услуги, развлечения и конечно средства размещения, то есть на места для проживания.
На сегодняшний день в городе работают 236 сертифицированных средств размещения, которые предлагают гостям 8412 номеров почти на 17,5 тыс. мест. Параллельно функционирует около 3000 предприятий общественного питания. До конца года туристический потенциал города усилится с открытием двух крупных отелей с категориями 4 и 5 звезд, которые добавят к существующему номерному фонду еще 401 номер. Кстати, средняя загрузка гостиниц за восемь месяцев составила 57%, а в пиковые периоды - майские праздники и летние месяцы - достигала рекордных 90 - 100%.
Спикер привела статистику по способам прибытия в наш город. Несмотря на небольшое снижение на 1,7% пассажиропотока в Международном аэропорту Казани, а здесь обслужили с начала года примерно 3,55 млн пассажиров, авиасообщение остается ключевым каналом. Из казанского аэропорта выполняются 49 внутренних и 31 международный рейс. Число туристов, предпочитающих автомобильные путешествия, выросло на 4%. А настоящим прорывом года стало речное сообщение. Так, в речной порт с апреля по август прибыло более 411 тыс. пассажиров. Рост этого показателя - 24,7%.
В этом году только один Казанский кремль с января по август текущего года посетили 3,41 млн человек. Правда, это на 1,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Аквапарк «Ривьера» с начала года посетили 435333 человека.
В качестве примера привлечения туристов крупными мероприятиями Санникова привела проходивший 12 - 13 июля на территории у «Чаши» объединенный гастрономический фестиваль «Вкусы России × Вкусная Казань».
Мероприятие продемонстрировало рекордные показатели: за два дня его посетили порядка 85 тыс. гостей. В рамках фестиваля были организованы кулинарные мастер-классы от бренд-шефов из Москвы, Нижнего Новгорода, Казани.
В рамках реализации приоритетов цифровой трансформации сферы туризма в июне запущен новый туристический портал Казани go.kzn.ru. Так, с 7 июля по 30 сентября он продемонстрировал стабильный охват аудитории - общее количество просмотров составило около 29 тыс., а число уникальных посетителей достигло порядка 20 тыс. человек.
Основная целевая аудитория портала - пользователи в возрасте 25 - 44 лет. В топ востребованных разделов вошли такие значимые мероприятия, как фестиваль татарской культуры «Печән базары» и День города Казани.