Про куклы отдельный разговор. В них, как оказалось, женщина до сих пор «играет»: у каждой свои имя и история. Есть тут куклы и Чулпан Хаматова, от актерского мастерства которой она в восторге, и Сакина Шаймиева, созданная под впечатлением от ее мемуаров «В тени Минтимера». Даже своего двойника, и впрямь похожего на мастерицу, показала мне Флюра апа. Относится она к ним как к живым существам.
- Эта кукла у меня подкидыш, - показывает умелица луноликую красавицу в темно-бордовом бархате. - Вышла как-то из подъезда, смотрю, сидит на скамейке. Грязнущая! И хоть мне и некогда было, пожалела беднягу. Отмыла, приодела.
Любовь к прекрасному сопутствовала Флюре апа всю жизнь - она даже курс эстетики преподавала. Но художественного образования в юности не получила. Из довоенного детства одно из самых ярких воспоминаний… дедушкины валенки. Радужное пятно, разбавившее серую действительность. Валенки были расшиты национальным узором, воспроизвести который она может хоть сейчас. Приобрести такие смогла лишь в семидесятые годы – уговорила продать выставочный экспонат мастеров из Кукмора. Так стали появляться этнические мотивы в одежде лектора общества «Знание», преподавателя политэкономии. К тому времени Флюра Анасовна успела уже закончить истфак КГУ, выйти замуж, родить двух дочек… Но нелегкая жизнь, полная забот, не смогла вытеснить мечту.
После выхода на пенсию записалась наша героиня на курсы вышивальщиц бисером. Постепенно достигла такого совершенства, что в расшитом собственноручно калфаке не стыдно было и на люди выйти. И хотя до принятия суверенитета было несколько лет, Флюра апа одна из первых стала носить национальную одежду. И приятельниц своих уговорила. Сейчас в ее гардеробе несколько бархатных камзолов на выход. Но и в повседневной жизни она их носит. А также традиционные татарские кулмэк. И даже норковая шапка у нее декорирована бархатом и бисером. Стильная штучка, между прочим! Арские сапожки покупает у лучших мастеров – непременно с небольшим каблучком. В таком наряде выглядит миниатюрная женщина совсем как куколка, которых у нее немало.
Естественным дополнением к облику эффектной татарской женщины стали и другие прикладные изделия Флюры апа – кожаные кошельки и сумочки с вышивкой. Мастерство кожаной мозаики она освоила также на пенсии. В начале 90-х закупила обрезки кожи на фабрике и под руководством опытного мастера Татьяны Шилинцевой стала учиться. Не один палец исколола, прежде чем у нее стали получаться аккуратные и респектабельные работы - предмет зависти любой модницы. Помимо дизайнерских вещей, изготавливает Флюра апа и произведения, дающие пищу душе. Получила согласие вдовы Баки Урманче и по каллиграфическим эскизам классика вышила шамаили.
Пять лет назад (!) и сама живописью занялась. Записалась на курсы художников, научилась холст грунтовать, краски на палитре смешивать… Бывает, с художницей Резедой Ямали и на природу выезжает – творит с натуры… А результат, вот он - на стенах. Да еще бесхитростные пейзажи висят в квартирах родственников и друзей, которых немало. Недавно они собирались в доме обладательницы медали «За достижения в культуре»: Флюре апа, не поверите, 81 год! Но столь почтенных лет этой ясноликой женщине не дашь. И глаза блестят, и движения по-молодому стремительны, и на низкую пенсию она не жалуется. А все потому, что живет с интересом и любовью к людям – об этом и ее произведения говорят. Такие, что остается только восхищенно цокать…