- такой принцип провозгласил начальник Управления исполнения наказаний Минюста РФ по РТ Дауфит Хамадишин на своей первой пресс-конференции. Однако разговор на этом, прямо скажем, необычном для УИН мероприятии шел не столько об успехах, сколько о проблемах этого закрытого ведомства.
В шестнадцати спецучреждениях республики (половина из них - в Казани) находится сегодня более шестнадцати тысяч человек. При том, что нынешняя производственная база в колониях обеспечивает работой лишь треть заключенных, только за I квартал они заработали почти 50 миллионов рублей (восьмое место по России). Однако материальное обеспечение нашей пенитенциарной системы - в четвертом десятке среди регионов. По словам руководства УИН, от Башкирии или Удмуртии в этом плане Татарстан поотстал лет на десять.
Единственно, что сегодня в норме в местной уголовно-исправительной системе, - это питание. В соответствии с нормативами. На пятнадцать положенных рублей еда, конечно, не ресторанная, но и зона не санаторий. Недостающую в учреждении одежду приносят с собой сами "клиенты", они же своими силами справляются с косметическим ремонтом зданий, своих общежитий. Однако на капитальный ремонт, не говоря уж о новом строительстве, в республиканском бюджете денег нет.
Особенно тяжелая ситуация в казанских следственных изоляторах и воспитательной колонии. СИЗО-1 построен в 1807 году, а СИЗО-2 - аж в 1712-м! "Памятники архитектуры" не приспособлены к нынешним условиям, в аварийном состоянии - от крыши до коммуникаций. К тому же камеры переполнены - год назад "перелимит" доходил до 70 процентов, потом ситуацию облегчил новый "либеральный" кодекс. Теперь вновь сажают за кражи на сумму больше одной "минималки"...
Специфические проблемы создают и нарушители режима "зоны". Мало кто не слышал о якобы творящемся в казанской колонии ?2 беспределе, однако нужный "авторитетам" эффект дали кем-то пронесенные в зону... сотовые телефоны. Грубейшее нарушение режима наравне с ЧП в виде наркотиков и водки "за колючкой" произошло при посредничестве самих сотрудников администрации. С начала года за такие "грешки" уже уволено по республике несколько человек. Вслед им прозвучало слово "предатель".
Кстати, в реальности "двойка", по заверению руководства УИН, - одна из наших лучших колоний. Работать там может почти половина осужденных - а это возможность избавиться от тоски, чаще отовариваться в своем магазине и даже выйти на свободу... с солидным счетом в банке. Были случаи, когда от заработка зека на книжке оставалось по тридцать тысяч! Чем не воспитательный пример? Другое дело, что свободы в местах лишения оной нет, не будет и не может быть, как бы кому-то ни хотелось. Тем не менее условия в спецучреждениях, по мнению Дауфита Хамадишина, должны быть человеческими, а не скотскими. Ведь нынешние зеки - завтрашние соседи обычных граждан.
Антон ШАБАРДИН.