Украсить метро - это тоже искусство

Чтобы познакомиться с творчеством художника-монументалиста Озада Хабибуллина, казанцам и гостям нашего города достаточно спуститься в метро.

news_top_970_100

- Озад Гарифович, как началась ваша работа в Казани?

- В Узбекистане очень сильная школа монументальной живописи, мозаики. Дело в том, что после землетрясения 1966 года Ташкент был разрушен и во время восстановления города из руин наши художники приобрели огромный опыт по оформлению зданий. Именно поэтому, когда началось строительство Казанского метрополитена, меня пригласили оформить вестибюли станции. Здесь предоставили большую мастерскую и создали отличные условия для работы. Мне понравились эскизы по татарским национальным сюжетам «Молитва матери», «Новый Кисекбаш», «Фатима и соловей», «Родной язык», «Вечерняя молитва», «Колыбельная», «Зимний вечер», «Коза и баран», которые утвердил первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Объем работы был очень большой, а на исполнение дали три месяца.

- Всего?

- Казанские власти обратились к московским, питерским специалистам, те сказали, что такой объем реально осилить только за полтора года. А надо было успеть уложиться в три месяца. Сейчас даже представить невозможно, но мы это сделали! 150 квадратных метров сложной мозаики на потолке смонтировали за четыре дня. Я придумал, как ускорить процесс, свое ноу-хау в технологии. Делать орнамент и фон помогала бригада, в которую вошли 52 художника из Узбекистана и 25 - из Казани. Работали практически круглосуточно. В ночную смену трудились совы, в дневную - жаворонки.

- А вы сами?

- А мне приходилось быть и совой, и жаворонком, и орлом, и львом - всем кем угодно, чтобы контролировать ход работ. В начале смены делал обход и каждому рисовал, что нужно сделать. Самые сложные элементы мозаики - лица, руки, волосы персонажей - делал сам. Камиль Исхаков, который тогда был мэром Казани, чуть ли не ежедневно в два часа ночи приходил на станции метро, чтобы посмотреть, как идут работы. Но на него никто не обращал внимания - все были поглощены делом. И потом утром на планерках он шутил: «Вот узбеки как работают - даже меня не замечают! И мне это нравится!»

- Какие ощущения испытываете сегодня, спускаясь в казанское метро?

- Думаю, получилось красиво, но можно было сделать лучше.

Озад Хабибуллин. Народный художник Узбекистана, член Союза художников России и Татарстана. Родился в 1949 году в городе Гиждуван Бухарской области в интернациональной семье - его мама таджичка, папа - татарин. Потому имя сыну дали необычное - сочетание узбекского Озод и татарского Азат. Окончил Душанбинское художественное училище, Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Островского. Автор более 55 монументальных работ в Ташкенте, Санкт-Петербурге, Казани. Мозаикой, росписью и скульптурами оформлял здания Государственной консерватории и филиала Академии наук Узбекистана, аэропорта Ташкента, трех станций ташкентского метро, здание Синода и Ельцинскую библиотеку в Санкт-Петербурге, объекты Московского Кремля. Работы художника находятся в галереях Японии и Англии, в частных коллекциях США, Канады, Греции, Швейцарии, Израиля.

news_right_column_240_400