Утренний отлов мужчин

Застать дома мужчин, уклоняющихся от уплаты алиментов, можно только ранним утром или поздним вечером. В другое время суток этот подвид гомо сапиенс от судебных приставов прячется.

news_top_970_100

Должники

8.25. На двери подъезда дома по улице Батыршина кодовый замок, но нам повезло – кто-то открывает дверь.

- А бывает, по полчаса стоишь под дверью, и никто ее не открывает. Как только произнесешь: «Судебные приставы» - все, жильцы бросают трубку. Ну, должник-то, понятно, скрывается от нас, а вот соседи чего опасаются?! – недоумевает Дания.

Дверь квартиры открывает должник. Даминову он узнает сразу, равнодушно приглашает зайти. Обстановка более чем скромная. Хозяин давно нигде не работает, но пытается объяснить, что вчера был на бирже труда, однако на работу его никто не берет. Одутловатое лицо выдает любителя алкоголя. Дания подсказывает ему, где она видела объявления, в которых набирают на работу строителей. Должник немного оживляется, обещая сходить и узнать.

Пока он ищет понятых, чтобы составить акт, Дания тихонько рассказывает, что хозяин пьет уже давно. По этой причине от него ушла жена, сыну уже 12 лет. Живет мужчина на пенсию престарелой матери, на работу устраиваться и не собирается. На горе-отца не раз пытались завести уголовное дело за неуплату алиментов, но то прокуратура отказывает, то он, взяв у матери небольшую сумму денег, погашает часть задолженности.

Пройдясь по комнатам, убеждаемся, что описывать здесь нечего – обстановка скромная и старенькая. На серванте стоит необычная игрушка – кукла в наряде медсестры. «При чем тут кукла, если у должника сын?» - шепчу Даминовой. Оказалось, кукла - подарок хозяйке, которая когда-то работала медсестрой.

Должник возвращается с понятыми. Спрашиваю, как давно он видел сына.

- Года четыре назад.

- Узнаете его сейчас? Сколько ему лет уже?

- 12. Нет, не узнаю, - мужчина равнодушно отворачивается.

- Между прочим, такой у вас мальчик умный и воспитанный растет! Им гордиться надо! – не выдерживает Дания.

- Вы что, его видели? – удивленно смотрит на нее горе-отец.

- Конечно! Я же всех вас, ваших детей и бывших жен знаю.

Подписаны очередное предупреждение об обязательном трудоустройстве и акт об отсутствии ценного имущества. Пока идем на проспект Серова к следующему должнику, Дания дает оценку предыдущему.

- Этот никогда не устроится на работу, будет только обещания давать. Имущества, сами видели, никакого – ни арестовать нечего, ни реализовать, чтобы погасить его долг перед сыном. Сколько раз мы пытались привлечь его к суду за неуплату алиментов, да только он хитрый – возьмет у матери-пенсионерки денег да переведет ребенку. Жена с новым мужем сколько раз его просила отказаться от ребенка – отчим хочет усыновить мальчика, но он не дает согласия на усыновление.

- Много у вас на участке таких? – интересуюсь.

- Много, у меня ж район большой, я и на «Жилку» выезжаю. Каждого своего должника знаю в лицо. Уговариваю, пытаюсь убедить, что дети ни при чем, надо на работу устроиться, ребенка обеспечивать. В кабинете почти не сижу – некогда. Все время на участке: разыскиваю должников, составляю акты или арестовываю имущество, если есть что-либо ценное.

Взыскательницы

- Взыскательницы алиментов тоже бывают непростые, – поддерживает разговор Елена Антонова. – Нас можно застать на работе только в часы приема, но многие из них не понимают специфику работы. И если не могут дозвониться, кричат потом, что не работаем и долги не взыскиваем. Некоторые требуют, чтобы мы трудоустроили должника. А как? Таких полномочий у нас нет! Я могу только отправить его на биржу труда, но до нее не все доходят. В итоге бывшие жены пишут жалобы и даже подают на нас в суд. Юридическая безграмотность повсеместная, никто из женщин не идет к юристу, чтобы узнать, как происходит процесс исполнения судебного решения. Начинают требовать невозможного. А сами, когда мы пытаемся возбудить дело по статье 157 УК РФ («Злостное уклонение от уплаты алиментов»), на суде отказываются от обвинения. Мотивируют это по-разному: кто-то из жен боится, что с судимостью ее бывшего потом на работу не возьмут, кто жалеть начинает.

- В итоге мы остаемся крайними. Муж рассказывает про то, какая у него была плохая жена. А она твердит, какой негодяй муж. И не понимают бывшие супруги, что, ведя войну друг против друга, заложниками ситуации они делают своих детей, - Даминова горько качает головой. – Жалко нам детей, мы же сами матери! Иногда вместо должника его родители оплачивают задолженность. Их великовозрастный ребенок женился, родил себе ляльку, а содержат ее родители! Кстати, должники сейчас резко помолодели. У нас есть горе-папаши 1988 года рождения. Студенты или неработающие, практически сами еще дети…

- Есть ли среди должников люди состоятельные?

- Конечно. Им еще жальче расставаться со своими деньгами. Пока не арестуешь у такого машину – не поймет.

- Среди должников есть и женщины, - продолжает Елена, - одну такую неплательщицу мы отправили на поселение - победа!

Бабушки

9.10. На нужном нам подъезде тоже домофон. Но Дания даже не стала набирать номер квартиры – у должника домофон не работает уже много месяцев. Стоим под дверью и ждем, когда кто-нибудь откроет. Через несколько минут она распахивается, и Даминова хватает за рукав выскочившего из подъезда мужчину:

- А мы к вам! Давайте вернемся в квартиру!

Какая удача! На ловца и зверь бежит! Молодой мужчина резок и несколько дерзок в общении. Повестки не получает, на прием к приставу не ходит, скрывается. То, что мы его застали, – невероятное везение. Процедура повторяется – расписка об извещении трудоустройства в течение 10 дней, акт об отсутствии ценного имущества. Соседка, приглашенная в качестве понятой, сует кулак под нос должнику, пытаясь пристыдить его.

9.30. Вышли от должника, направляемся в отдел, но по дороге решаем зайти к взыскательнице – бывшей жене дерзкого должника.

Дочь должника вместе с мамой и бабушкой живут в соседнем доме. Накануне ее мать звонила Даминовой весь день, но та была на участке. Рассерженная тем, что не может застать пристава на месте, взыскательница на просьбу прийти в приемные часы нагрубила.

- Для работы с людьми у меня, конечно, есть часы приема. Но если должник приносит деньги, мы встречаемся с ним в любой день и в любое время – это же в интересах детей. Приходить ко мне в приемные часы я прошу только взыскательниц. Сами видите, как много работы.

Даминова рассказывает бабушке, что мы совсем недавно от должника. Там все по-прежнему – ни денег, ни работы. Поначалу негативно настроенная женщина устало спрашивает:

- Ну и что нам делать?

У Дании нет слов. Что можно сказать женщине, если на суде ее дочь сама отказалась от обвинения своего бывшего мужа в уклонении от уплаты алиментов и подписала мировое соглашение, получив от бывшего свекра часть денег в качестве погашения долга! Насильно к станку приковать мужчину никто не сможет, а работать он не хочет.

Сочувствующие

9.40. Направляемся в отдел. По дороге женщины рассказывают о второй стороне проблемы: как трудно добропорядочному гражданину устроиться на работу с исполнительным листом. Увидев его, бухгалтеры требуют от начальства такого сотрудника на работу не принимать. Или же при увольнении в нарушение всех инструкций выдают документ должнику на руки. А ведь исполнительный лист необходимо вернуть по почте. Мало ли что с ним сделает должник. Потеряет, порвет… Опять же нередко бухгалтеры по сговору с должником занижают ему сумму зарплаты, чтобы, значит, он платил своим детям меньше. В таких случаях судебный пристав-исполнитель имеет право оштрафовать и бухгалтера, и организацию.

…Утренняя охота на должников завершилась. Мне грустно. Но взбадриваю себя: не все так страшно – методы борьбы с неплательщиками есть. Сейчас, например, несколько депутатов Госдумы России вышли с инициативой учредить государственное пособие для детей граждан, уклоняющихся от уплаты алиментов. Свое государство с этих горе-родителей со временем возьмет.

КСТАТИ

В Казани в 2007 году было возбуждено 712 дел по ст. 157 УК РФ. Суды вынесли решения в 698 случаях. За различные нарушения при ненадлежащем исполнении своих обязанностей было возбуждено 5 уголовных дел против бухгалтеров казанских организаций. В розыске числится один должник.

news_right_column_240_400