Известны места гибели лишь 198 уроженцев Татарии, погибших в боях за Берлин. Среди тех, кто пал в первые дни Берлинской операции, уроженец с. Малый Убей Дрожжановского района А.В.Краснов (1922 г. р.), М.Димухамедов (1898 г. р.) из д. Бизяки Бондюжского (ныне Менделеевского) района, младший лейтенант В.В.Абрамов (1921 г. р.) из Новошешминского района, 19-летний сержант М.Г.Гафуров из с. Копки Кукморского района, казанец Х.З.Закиров (1907 г. р.), гвардии сержант М.К.Кириллов (1922 г. р.) из с. Урахча Рыбно-Слободского района и другие.
О значении битвы за Берлин сказано немало. Не утихают споры о том, нужна ли была Победа такой дорогой ценой? Можно подвергнуть сомнению смысл предложенного Г.К.Жуковым наступления на фоне включенных прожекторов. В первые моменты операции это, конечно, облегчило обстрел оборонительных объектов противника, но с другой стороны, пехоте пришлось наступать во весь рост на светлом фоне, что наверняка облегчало задачу вражеских пулеметчиков и снайперов.
Последними в списках погибших при штурме Берлина числятся:
сержант Е.П.Сидоров (1904 г. р.) из с. Караишево Лаишевского района;
18-летний сапер З.Ш.Шигабиев из с. Верхний Пшалым Арского района;
сержант-минометчик казанец В.С.Зубрицкий (1902 г. р.);
18-летний сержант-артиллерист Н.Г.Костин из д. Токмак Заинского района;
танкисты - гвардии младший лейтенант В.Д.Александров (1923 г. р.) из п. Лаишево, К.А.Хайсаров (1923 г. р.) из с. Старые Чукалы Дрожжановского района, гвардии сержант М.Т.Юсупов (1920 г. р.) из с. Старое Абдулово (ныне Тукаевского района).
Имена всех погибших участников штурма Берлина - уроженцев и жителей Татарии - перечислены в электронной базе данных Музея-мемориала Великой Отечественной войны в Казанском кремле. Узнать о них может каждый желающий, посетив музей или позвонив по тел. 5678-044.
Но сам факт необходимости начала наступления именно 16 апреля доказан. Существовала реальная опасность капитуляции берлинской группировки англо-американским войскам, что заметно ускорило бы появление нового антисоветского блока.
Если бы наши деды и прадеды не взяли 1 мая 1945 г. рейхстаг, вполне возможно, им пришлось бы воевать уже не только с гитлеровским фашизмом, но и с англо-американскими устремлениями к мировому господству. И тогда ужасы Хиросимы и Нагасаки познали бы первыми советские города.
Среди участников организованной в музее-мемориале встречи те, кто чудом уцелел в том кровопролитном сражении. О боях на Зееловских высотах и при штурме рейхстага как очевидцы событий рассказывали Валентин Михайлович Даутов и Константин Андреевич Ераполов. О боях за Берлин и Бранденбург помнит Юрий Николаевич Фролов.
Тысячи уроженцев Татарстана были участниками Берлинского сражения. Они сражались на Зееловских высотах, штурмовали Берлин, встречались с союзниками на Эльбе.
16 апреля 1945 г. среди первых, кто устремился на штурм предместий Берлина, были подразделения 146-й стрелковой дивизии, сформированной в Казани. За несколько дней кровопролитных боев части дивизии овладели пригородами Вильгельмсберг, Лихтенберг и рядом железнодорожных станций Берлина, заняв около 100 жилых кварталов. В этих боях отличились казанцы Н.В.Кирсанов, И.А.Андронов и Е.И.Казаков, Ш.А.Хузин из Альметьевского района, М.А.Алексеев из Балтасинского, С.А.Лавров из Актанышского. Поддерживая наступление пехоты, подбили по одному вражескому танку артиллеристы сержант Тулембаев и рядовой Осипов из Лениногорского района.
Газета 146-й стрелковой дивизии писала об исключительной самоотверженности лейтенанта Хайруллина: «...Командуя двумя взводами пехоты, он ворвался на пригородную железнодорожную станцию, где, заняв оборону, выдержал несколько контратак противника. Во время артиллерийского обстрела его контузило, и он перестал слышать, но не перестал руководить боем...»
Артиллерист Габдулла Гарифуллин из д. Янгулово Балтасинского района 23 апреля под огнем противника установил на башне красный флаг, что стало сигналом к началу штурма одного из кварталов Берлина. В этот же день из своего орудия он уничтожил 9 пулеметов, орудие и 8 солдат с фаустпатронами. За эффективные действия в операции ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Во главе 22-й гвардейской мотострелковой бригады, вышедшей на Берлин с юга, был работник Старотимошкинской суконной фабрики Аксубаевского района Хамза Богданов. За умелое руководство бригадой ему также присвоено звание Героя Советского Союза.
Бомбовые удары по Берлину наносила авиадивизия под командованием казанца А.Г.Федорова. 30 апреля части этой дивизии выполнили последнее боевое задание - бомбежку резиденции Гиммлера.
В этот же день последний раз выпустил очередь из пулемета по Берлину бортстрелок 142-го гвардейского штурмового авиаполка В.С.Филиппов, уроженец с. Большая Шильна Челнинского (ныне Тукаевского) района.
30 апреля подразделения 150 и 171-й стрелковых дивизий начали бои за рейхстаг. Командир 150-й СД генерал В.М.Шатилов писал: «Казанские татары показали на войне себя храбрыми и смелыми в бою. Они выделялись. Это было видно из того, что они шли в разведку, в автоматчики - туда, где наиболее опасно для жизни, не жалели жизни за нашу Родину. В дивизии их было много...»
Еще перед началом операции в каждой наступающей на Берлин дивизии были учреждены красные знамена, которые поручалось водружать на главных зданиях города самым храбрым, опытным и отчаянным воинам. Среди них был и старший сержант Гази Загитов, который вместе с боевыми товарищами одним из первых водрузил знамя над куполом рейхстага.
Разгромив фашизм в его логове, воины-победители оставляли надписи на стенах и колоннах германского парламента. О них по свежим следам событий писал военный журналист Шараф Мударрис, дошедший с боями до Берлина. В корреспонденции «Стена рейхстага» он перечислил такие надписи: «Майор Хамидуллин, майор Малышкин. Казань», «Вагапов - Казань», «Халиков - Казань», «Магуба Сыртланова - летчица». Здесь расписалась и старший врач Р.Ш.Насырова из Казани: «Казанская татарка приехала сюда с боями с Волги». «Мы из тех, кто насмерть стоял у Сталинграда и штурмовал логово фашизма - Берлин, Малкин П.И., 1918 г. р., из Татарии», - подписался полный кавалер орденов Славы Петр Малкин.