В Казани стартовал IX международный фестиваль L’arte del arco, организованный казанским камерным оркестром La Primavera и его художественным руководителем и главным дирижером Рустемом Абязовым.
— Девятый год подряд в марте наш оркестр проводит фестиваль L’arte del arco. Он стал серьезным музыкальным брендом Татарстана. Мы знакомим жителей Казани, Нижнекамска и Набережных Челнов с ведущими солистами, которые играют на струнно-смычковых инструментах. В прошлом году состоялся всего один фестивальный концерт — начавшаяся пандемия помешала его проведению. В этом году мы не рискнули приглашать много музыкантов из других стран. Единственный иностранный гость — скрипач из Мексики Альфредо Рейес Логунова. Интересно, когда приглашали Альфредо, даже не знали, что он хорошо говорит по-русски, потому что у него мама русская, — рассказал Рустем Абязов на пресс-конференции, состоявшейся в ИА «Татар-информ».
Замечательная традиция фестиваля L’arte del arco — открывать татарстанцам новые имена ярких, талантливых исполнителей. Другая фестивальная традиция — премьеры. В этом году оркестр La Primavera и приглашенные звезды представят произведения композитора Алексея Шора. Алексей родом из Киева, учился на механико-математическом факультете МГУ, в 1994 году переехал в США, работал математиком. Но потом вдруг занялся искусством сочинения музыки. Свое первое произведение сочинил в 2012 году, когда ему было 42 года. И сейчас Алексей Шор — очень серьезный и востребованный во всем мире композитор. Его музыка звучит в самых престижных концертных залах мира. Живет и работает на Мальте.
И еще одна добрая традиция — именитые гости фестиваля проводят бесплатные мастер-классы для учащихся музыкальных школ и студентов Казанской консерватории. Да и для самого оркестра совместные концерты и просто общение с музыкантами высочайшего уровня — тоже большая школа и стимул для дальнейшего развития.
— Мастер-класс прошел очень удачно. Ребята здесь талантливые, это сразу можно почувствовать. И еще я понял, что российская система непрерывного музыкального образования для меня почти идеальная. Самое важное, как эта система правильно выстроена — ребенок музыкой может заниматься с детства, и это дает возможность выявлять и развивать его таланты, — поделился впечатлениями Альфредо Рейес Логунова.
— Фестиваль L’arte del arco посвящен искусству смычка. В его программе — репертуар для струнных оркестров. Это большой пласт оригинальной музыки, которая не так широко известна. Важно, что большинство из этих произведений написаны в XXI веке. Это классная, достойная музыка. Она яркая, эмоциональная. И ее надо популяризировать. Такая музыка вносит позитивные эмоции в нашу жизнь, в наш неспокойный XXI век, — рассказал виолончелист Федор Амосов.
— Пандемия очень повлияла на всех нас. Мы постепенно стали привыкать и приспосабливаться к жизни в новых реалиях. Во время карантина музыканты стали работать в формате онлайн, — продолжил тему скрипач Никита Борисоглебский. — Конечно, это индивидуальная история: кому-то нравятся дистанционные выступления, кому-то нет. Мне в какой-то момент понравилось выступать в пустом зале. Это происходило в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Только сцена, камера, микрофоны. Я понял, что у меня нет ощущения пустого зала, потому что все равно играешь для слушателей. Просто играешь в полной тишине, какая редко бывает на обычном концерте. Такая тишина бывает, только когда зал замирает от восторга… Это был интересный опыт. Но все равно живое исполнение при полном зале ничто не заменит.