В России нашли способ, как противостоять травле в школе

news_top_970_100

Проблема школьной травли долгое время оставалась в тени, считалась чем-то незначительным, почти нормой взросления. Но за безобидным словом «конфликт» часто скрываются настоящие детские трагедии, последствия которых могут отразиться на всей жизни. В настоящее время в России готовится законопроект, который призван вывести борьбу с буллингом на системный уровень. Это не просто очередная инициатива, а долгожданный ответ на массовую проблему, которая, согласно статистике, касается каждой четвертой российской семьи.

Изображение сгенерировано ИИ

Масштаб бедствия

Цифры, озвученные депутатом Государственной Думы Татьяной Ларионовой, заставляют серьезно задуматься. Каждый четвертый школьник в нашей стране хотя бы раз сталкивался с травлей. Это не просто статистика, а реальные судьбы детей, их страх ходить в школу, подавленное состояние и подорванная вера в себя. Буллинг перестал быть локальной историей отдельного класса, он превратился в общенациональную проблему, требующую решительных и слаженных действий.

Новый законопроект, разрабатываемый в рамках нацпроекта «Молодежь и дети», должен стать тем самым каркасом, на который сможет опереться каждый ребенок, родитель и педагог. Его главная цель - прекратить практику замалчивания. Школы больше не смогут отмахиваться от проблемы, ссылаясь на «детские шалости». Они будут обязаны официально фиксировать каждый случай травли и незамедлительно начинать работу по его разрешению.

Как будет работать новая система?

В основе предлагаемых мер лежит комплексный подход. Просто наказать обидчика недостаточно, важно проработать ситуацию со всеми ее участниками. Во-первых, в школах планируется создать комиссии по урегулированию споров, куда войдут педагоги, психологи, сами ученики и их родители. Такой формат позволяет рассмотреть ситуацию со всех сторон и найти решение, а не просто вынести вердикт.

Во-вторых, ключевой элемент системы - психологическая помощь. Она будет оказываться не только жертвам буллинга, но и их обидчикам, а также свидетелям происходящего. Агрессия ребенка часто является следствием его внутренних проблем или неблагополучия в семье. Без проработки этих глубинных причин любое наказание будет лишь временной мерой.

Особое внимание уделяется профилактике. В образовательный процесс планируется внедрить специальные антибуллинговые мероприятия: тематические уроки, командные тренинги, просветительские фильмы. Школа должна стать пространством безопасности и взаимного уважения, где ребенок не боится быть собой.

Не останутся в стороне и крайние случаи. Если травля носит систематический и жестокий характер, к работе подключатся комиссия по делам несовершеннолетних и полиция. А для самых сложных ситуаций, когда исправить поведение ребенка в стенах обычной школы не удается, предусмотрена возможность перевода в специализированные учебные заведения.

Мнение экспертов Татарстана

Обсуждение законопроекта на площадке экспертного клуба в Татарстане показало, что регионы уже имеют позитивный опыт работы в этом направлении. Как отметил первый проректор Казанского инновационного университета им. В.Г.Тимирясова профессор Игорь Бикеев, в республике уже сегодня проводится масштабная работа. Во всех образовательных учреждениях ежегодно проходит социально-психологическое тестирование, которое помогает выявить учащихся из группы риска. Дальнейшая профилактическая работа с ними направлена на развитие коммуникативных навыков, умения говорить «нет» и выстраивать позитивные отношения со сверстниками.

При этом эксперты подчеркивают, что корень проблемы часто лежит в семье. Агрессивное поведение детей нередко является следствием ошибок в воспитании. Именно поэтому, как считает Игорь Бикеев, создание своеобразных школ для родителей подростков - это насущная необходимость.

Как отмечает депутат Государственной Думы Татьяна Ларионова, в основе буллинга лежат проблемы культуры общения и семейного воспитания. Взрослые - и родители, и учителя - должны учить детей самому главному: уважению, умению слышать другого человека, принимать тех, кто от тебя отличается.

Новый закон должен создать в школах такую систему, при которой замалчивать случаи травли станет невозможно.

Каждое учебное заведение будет обязано на них реагировать. Это значит, что факты буллинга должны будут фиксировать, тщательно разбирать и, что самое важное, помогать всем участникам ситуации - и тем, кто пострадал, и тем, кто проявлял агрессию.

С юридической точки зрения, закон должен четко определить, что такое буллинг, включая его современную форму - травлю в интернете. Школы будут обязаны реагировать на каждый такой случай, а за бездействие будет предусмотрена ответственность. Также дети и их родители должны знать, что могут бесплатно получить квалифицированную юридическую и психологическую помощь.

Ольга Павлова, член Общественной палаты РФ, поддерживая необходимость закона, обращает внимание на риски его реализации. Главная опасность - вырождение борьбы с травлей в формальную бюрократическую процедуру.

Чтобы этого не случилось, школам нужны реальные ресурсы: психологи, медиаторы, поддержка на региональном уровне. Она предлагает закрепить на законодательном уровне такие важные шаги, как создание региональных центров медиации и введение института независимого школьного омбудсмена, который сможет объективно контролировать ситуацию.

news_right_column_240_400