Он висел возле авиакасс и в аэропортах, вызывая улыбку и давая повод позубоскалить. А чем еще летать, если на всю страну была одна авиакомпания? Выбора-то нет. Сейчас на рынке авиаперевозок около 150 компаний, можно выбрать не только авиаперевозчика, но и самолет. С приходом частника все ждали, что авиакомпании, конкурируя между собой, будут обслуживать нас как можно лучше... Прошло 20 лет. Какое же разочарование мы теперь ощущаем! В погоне за прибылью в рейс отправляют машины, которые давно пора списать. А за штурвалом - недавно переобученные на летчиков штурманы. Разбившимся «Боингом-737» летала в Москву сноха знакомой. «После взлета в салоне появился дым, откуда-то сверху на пассажиров упали маски», - рассказывала она потом. А как было в советское время с единственным Аэрофлотом? В 70-е годы моя семья каждый год летала в отпуск - это было доступно всем. Чтобы подольше пожить у моря, вместо трех дней пути в поезде выбирали три часа самолетом. В Сибирь было пять часов лету. В Ереван, Минск, Краснодар, Челябинск, Ленинград и обратно тоже летали самолетом. В те годы я садилась в него как в трамвай. Даже мысли не возникало, что можно не долететь! Поэтому после посадки никто летчикам не аплодировал - не хлопаем же мы водителю автобуса. Многие коллеги, ныне пенсионеры, летали в командировки. «Мы тоже спокойно летали, не думая о том, что не долетим», - получила я их ответ на свой вопрос, не боялись ли они. Кто-то вспомнил, если не было билетов на прямой рейс, летели с пересадкой. Подруга рассказала, что часто летала в деревню на «кукурузнике». Справедливости ради скажу, что самолеты, конечно, падали и в СССР. Известный тогда молодой, талантливый артист Виктор Чистяков не долетел в Харьков: разбились все пассажиры того рейса... Но об авиакатастрофе мы узнали тогда из сарафанного радио: в те годы о таких событиях не сообщали. Помню, разбился самолет, летевший в Алма-Ату, где были пассажиры и из Казани, про их похороны говорили на работе. А про авиалайнер, не долетевший до Ленинграда, в кои-то веки сообщили по телевидению. - Наш родственник, бортинженер, летал на Як-40, - рассказывает коллега. - Это был очень хороший самолет - небольшой, компактный, уютный. Но его заменили иностранной техникой, летчики и экипажи остались без работы. В 90-е годы с приходом гласности мы узнали, что катастрофы случаются и у нас. 2006 год был трагическим в этом плане. За 8 месяцев потерпели крушение несколько наших авиалайнеров. После каждой катастрофы, как сейчас, тоже обсуждались причины: контрафактные детали, человеческий фактор... Тоже звучали до боли знакомые призывы: возрождать свой авиапром, улучшить подготовку летчиков. И так до следующей трагедии... Помню, в наше время мы жили с чувством, что в СССР с нами ничего плохого не случится. Испытают ли его когда-нибудь наши дети и внуки?
В советские времена в самолет садились как в трамвай
«Летайте самолетами Аэрофлота!» - такой плакат можно было увидеть в каждом городе СССР.