Один из гостей - Честер Орлофф, директор музея американского города Портленд.
- У меня русская фамилия, потому что русские корни. Мои предки жили в Киеве, но в середине XIX века эмигрировали в Америку, - рассказал господин Орлофф. - С юности меня интересовала старина, история, я много ездил в археологические экспедиции по всему миру. После возвращения в США поступил в университет на исторический факультет и параллельно изучал музееведение. Так юношеский интерес к истории стал моей профессией.
- Вы в Казани впервые, какое впечатление произвел на вас тысячелетний город?
- У вас много отреставрированных старинных зданий, интересных музеев. Но даже не это самое главное. Главное - у города есть огромный потенциал, то, чем можно привлечь туристов со всего света. Особенно музейщиков из разных стран заинтересовал уникальный опыт мирного сосуществования различных религиозных конфессий и национальных культур в Татарстане. Это дорого стоит, и этот опыт надо показывать, изу-чать и перенимать.
- Интересно, к какому классу общества относятся музейные работники в Америке?
- Наверное, к среднему классу. Но я не могу сказать, что труд музейщиков оплачивается достойно. В среднем их зарплата ниже, чем у педагогов. Мне сказали, что и у вас ситуация примерно такая же. Значит, проблемы у нас одни и те же.
- В чем принципиальная разница российских музеев и американских?
- Если сравнивать музеи одного уровня и ранга в Казани и США, я могу честно признать, что ваши музеи лучше - у них лучшее качество экспозиций, лучшее состояние зданий. Причина в том, что большинство музеев США частные, а в России музеи финансируются из бюджета - федерального или местного. Это более правильно. Государство должно поддерживать музеи, ведь они хранилища истории государства, края, культурные и научные центры.
Многие музеи начинаются с частных коллекций. Коллекционеры хотят показать людям ту красоту, которую они собрали. Это естественное желание. Но через какое-то время любой частный музей ищет возможности передать свои коллекции под крыло государства, потому что содержать их нерентабельно. Бессмысленно рассчитывать, что музей будет окупать себя сам!