Вадим Кешнер: Я 60 лет в театре, и каждый период мне по-своему дорог

30 августа в Казанской Ратуше состоится традиционно проходит церемония вручения городских, республиканских наград и внесения записей в Книгу почета города. Среди тех, кого чествуют в этом году, - народный артист Татарстана, народный артист России, актер театра им. В.И.Качалова Вадим Кешнер.

news_top_970_100

Накануне мы побывали в гостях у Вадима Валентиновича и поздравили его с прошедшим 80-летним юбилеем и внесением его имени в Книгу почета Казани. 

«А в театре времена всегда сложные»

- Вадим Валентинович, поздравляем с внесением вашего имени в Книгу почета Казани! 
- Спасибо! Мне очень приятно, что труд артиста так высоко оценили. Это важное для меня событие. Мой дед - основатель аптекарского дела в Казани Александр Федорович Кешнер, имел звание почетного гражданина города. Он избирался председателем Казанского купеческого собрания, гласным городской думы, занимался благотворительностью, в том числе помогал и театру. У дедушки был аптекарский магазин на нынешней улице Баумана. Дом этот сохранился. Папа был начальником аптекоуправления, мама всю жизнь проработала бухгалтером в аптеке №13. Папу арестовали в 1941 году, в 1943-м расстреляли. Реабилитировали только в 1956 году. Так что мы были детьми «врага народа». 

- 60 лет вы верны Качаловскому театру. Были сложные времена, когда хотелось уйти из театра?
- А в театре времена всегда сложные. Понятно, что у каждого театра есть периоды подъема и спада - это нормально, это же живой организм. Для меня каждый период по-своему дорог. Мне повезло с партнерами по сцене и режиссерами. 
Наш театр построен на очень хорошем, крепком фундаменте. Я еще застал знаменитое поколение качаловцев, корифеев театра, которые составляли его славу. Сегодня мы, несколько человек, - последние из могикан в труппе. У нас сейчас играют в основном молодые артисты. Я к этому отношусь нормально. Смена поколений - естественный, закономерный процесс.

Когда каторжный труд в радость

- В этом году у вас еще одна юбилейная дата - 40 лет преподавания в театральном училище. Это достижение достойно Книги рекордов Гиннесса. Знаю, что многие стремились поступать именно на курс, который набирали вы вместе с Юноной Ильиничной Каревой… 
- Мы работали вместе с Юноной Ильиничной до самой ее смерти. Было десять выпусков. В прошлом году набрал одиннадцатый. Сейчас ребята перешли на второй курс. 

- Почему молодые люди идут в артисты, ведь профессия зависимая, малооплачиваемая?
- Профессия не малооплачиваемая, а нищенская! Я всегда студентам говорю: в театре много не заработаешь, поэтому там должны работать ненормальные, одержимые люди, для которых деньги не главное. Только при таком подходе актерская профессия не будет каторжным трудом, хотя это каторга. Только тогда ты будешь тянуть эту каторжную лямку с радостью и удовольствием. Но все-таки все мы живые люди, и всем кушать хочется, всем надо семьи содержать, детей ставить на ноги. 

- Ваши ученики становятся хорошими актерами, например, все знают Чулпан Хаматову. Но когда выпускники не связывают свою жизнь с театром, не обидно? 
- У нас нет глобальной цели - сделать из студентов артистов. Главное - заложить в них человеческую основу. А Чулпан - наша с Юноной Ильиничной гордость, наша радость. Мы никогда в жизни не преувеличивали свою значимость в судьбе Чулпан. Это как ракетоноситель на старте - первая ступень отваливается, и ракета летит дальше. Вот мы с Юноной Ильиничной стали такой первой ступенью для Чулпан. Она взлетела и стала выдающейся актрисой не только России, но и мира.

Не случайно специально для нее пишет сценарий всемирно известный режиссер Кшиштоф Занусси. 

Подзарядка стихами

- Это талант учителя - отпустить ученика... 
- Не талант, а чутье. Конечно, было жалко отпускать, но мы понимали, что в Казани Чулпан не раскрыла бы свой талант в полной мере. И мы сами направили ее в Москву, в ГИТИС. 
Связь с Чулпан постоянно поддерживаем. Она звонит не реже раза в месяц. Спрашиваю: «Чулпашка, что случилось?» «Все нормально! Хочу ваш голос услышать, узнать, как у вас дела».

- Вы так и продолжаете ее звать Чулпашка?
- Да, Чулпаш, Чулпашка. С любовью, нежностью и большим уважением к тому, что она делает. Чулпан не просто замечательная, глубокая актриса, но и удивительный, добрый, отзывчивый человек. Много лет она занимается помощью онкобольным детям. И это никакой не пиар. Это искреннее желание помочь больным детям. Такое же огромное уважение у меня и к Константину Хабенскому. Мы знакомы несколько лет, я с радостью преподаю в детской театральной студии, которую Константин открыл в Казани. 

- Вадим Валентинович, вы продолжаете работать в театре, преподавать в училище, студии. В чем источник вашей энергии, чем подзаряжаетесь? 
- Общением с учениками. Стихами. Вот сейчас перечитываю стихи Сергея Говорухина - сына Юноны Ильиничны. Часто перелистываю тетрадь, в которой он записал свои стихи.

Войной рожденные поэты
Не возвращаются с войны.
Мы между тем и этим светом
Отныне быть обречены.
Когда же нашу оболочку
Смиренный увенчает крест,
Вы не спешите ставить точку -
Мы будем там и будем здесь.
Мы, круг смыкая, не уходим,
Строкою прорастая в вас.
Нам в лист учетный пишут: «Годен, отправлен временно 
в запас».

1 сентября, в день рождения Сережи, буду вести вечер его памяти в Доме-музее Василия Аксенова. 

Наша справка 
Вадим Кешнер родился 22 марта 1937 года в Казани. Дедушка со стороны папы - немец, бабушка - датчанка, одно время пела в Ла Скала. Родители мамы - русские. Вадим Валентинович окончил студию при Казанском Большом драматическом театре им. В.И.Качалова и с тех пор неизменно работает в этом театре. За 60 лет им сыграно около 200 самых разных ролей. Театралы до сих пор вспоминают его Пушкина в спектакле «Всего тринадцать месяцев», профессора Преображенского в «Собачьем сердце», Адуева в «Обыкновенной истории», другие замечательные образы. А еще он играл гнома Воскресенье в спектакле «Белоснежка и семь гномов», Бабу-ягу в «Двух кленах» Евгения Шварца, Короля в мюзикле «Трубадур и его друзья». Особая страница в жизни Вадима Кешнера - литературно-музыкальная композиция «Жизнь для вечности», созданная на основе переписки композитора Петра Чайковского с Надеждой фон Мекк. Это был совместный проект с легендарным дирижером симфонического оркестра Татарстана Натаном Рахлиным и актрисой, другом, соратником Юноной Каревой. 
Вадим Кешнер - почетный академик Российской академии гуманитарных наук, кавалер ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан». 
Жена - кандидат химических наук, сын - майор полиции, трое внуков.

news_right_column_240_400