Илона положила трубку, вздохнула. «И что девчонкам неймется? В последнее время совсем с ума посходили - то юбилей Чебурашки зовут праздновать, то день весеннего поцелуя. Не знаю я таких праздников. Не ходила и сегодня не пойду, - Илона посмотрела на себя в зеркало. - Да и собираться - столько мороки».
- Мам, кто звонил, тетя Гуля?
- Да, Сашенька. Опять на какую-то сумасшедшую вечеринку зовут.
- И что?
- Не пойду. Ну их с их фантазиями.
- А я бы тебе настоятельно рекомендовал. Ты уже целый год из дома не выходишь. Работа - дом, работа - дом... Совсем старухой заделалась, а ведь молодая еще, мужчинам, наверное, нравишься.
- Какие мужчины, сынок! Тебе еще два года в университете учиться, как я могу думать о каких-то мужчинах?
- Мам, сходи. А я тебе сюрприз приготовлю. Только мне надо, чтобы тебя вечером не было дома.
Илона взволновалась («Что за сюрпризы в мое отсутствие?»), но сын успокоил ее и настоял-таки на своем.
- Гуля, я приду. Ну не кричи так, я оглохну. А какой праздник сегодня отмечаете?.. Открытие сезона открытий? Оригинально.
Разведенка Илона давно смирилась с участью матери-одиночки. Все силы и средства она отдавала на то, чтобы поднять сына. Даже кандидатскую защитила в первую очередь из желания помочь Саше поступить в университет. Мужчины как возможные спутники жизни отошли для нее сначала на второй план, потом на третий и т.д. Последние несколько лет она не имела ни тайных, ни явных любовников. На девичьи посиделки к старым подружкам выбиралась все реже и реже. И вот на тебе - открытие сезона открытий! Что это они такое придумали?..
- Проходи, проходи, без тебя не начинаем, - Гуля как-то по-хитрому поглядывала то на Илону, то в комнату, помогая гостье раздеться.
- А вот и звездочка наша сегодняшнего вечера - прекрасная Илона, - хозяйка театральным жестом, словно распахивая занавес, представила гостью собравшимся за столом людям. Да и что, собственно, было представлять? Илоне улыбались знакомые все лица - ее девчонки, некоторые с мужьями. Только один мужчина показался ей незнакомым. Он был явно в новом костюме при галстуке, повязанном привычной рукой. Свободное место за столом находилось рядом с ним.
- Илона, разреши тебе представить - Александр Владимирович. Известный в Казани психолог, кандидат наук, автор нескольких монографий, любитель поэзии и водитель собственной иномарки. Между прочим, мужчина на выданье, - Гуля сегодня была явно в ударе. Усадив гостью, она заняла свое привычное место тамады и подняла бокал с вином:
- Дорогие гости! Свой первый тост я хочу поднять за то, чтобы мы чаще совершали открытия не географические или научные, а человеческие. В каждом человеке сокрыто столько хорошего, столько неизведанных америк, что Колумбу не хватило бы и ста экспедиций, чтобы... чтобы... Ну, в общем, вы меня поняли. За открытие человеческого в человеке! - Гуля запуталась было в импровизированном тосте, но с честью выкрутилась из затруднительной ситуации.
Дальше действие пошло по отлаженному за многие годы дружбы сценарию: девчонки мало пили, много смеялись и подтрунивали друг над другом, затевали застольные игры, пытались танцевать на ужатом пространстве. Потом Наташкин муж Мишаня вцепился в гитару, и дамы большей частью сместились на кухню - кто покурить, кто просто так, поболтать.
И все это время Илона ловила на себе взгляд соседа слева. Александр Владимирович ухаживал за ней, пытался даже один раз пригласить на танец.
Когда после начала сольного концерта Мишани-гитариста Илона вышла на кухню к подружкам, к ней подскочила Гуля:
- Ну, как он тебе?
- Кто?
- Кто, кто!.. Да Александр свет Владимирович!
- Ничего, а что?
- Дурочка, да мы эту вечеринку ради вас двоих и затеяли. Он - холостой, с квартирой, машина имеется, при ученом звании. Ты - самая что ни на есть ему пара. Узнаете друг друга поближе, потеплеете в отношениях, а там и до свадьбы недалеко. Ты к нему переедешь, Сашке твоему квартира останется. Большой ведь уже, жениться пора...
- Гуль, да ты в своем уме? Как я сына одного брошу? Нет-нет, пустое вы затеяли. Как это можно - без любви и с перспективой брака...
- Но мужик-то ничего?
- Откуда я знаю. Да, вежливый, услужливый, симпатичный вроде. Речь грамотная.
- Ну?..
- Антилопа гну! Не могу я так. И потом, двух Александров для меня многовато будет.
Вечеринка продолжилась в привычном духе. Девчонки потребовали у Мишани, чтобы он оставил свой репертуар, а подыграл им - и запели, выпадая по очереди из ритма любимых песен двадцатилетней выдержки. Затем самые семейные засобирались потихоньку домой. Веселье пошло на убыль.
Илона уже по-другому относилась к джентльменству соседа. Теперь и она скрытно приглядывалась к Александру Владимировичу. Для себя определила (с добавкой «вроде»): спокойный, выдержанный, уверенный в себе. Под действием сухонького все-таки не удержалась, съязвила:
- А как же вы такой положительный - и холостой?
- Я не холостой, я - вдовый.
Оказалось, что жена Александра Владимировича умерла пять лет назад. Детей у них по медицинским причинам не было, а заводить новую подругу жизни из молодых он не стал.
- Я ведь психолог, меня трудно обмануть пылким взглядом с перспективой на отдельную жилплощадь. А еще Ирина долгое время не отпускала, но сейчас достаточно свыкся с ее потерей.
- Дамы и господа, объявляю открытие сезона открытий закрытым! Предлагаю по бокалу вина на дорожку. Девчонки, не обижайтесь, мне мой новый весь телефон оборвал. Потом познакомлю. Как определимся, так и познакомлю, - по лицу Гули было видно, как не терпится ей увидеться со своим «новым».
Илона отказалась от провожаний Александра Владимировича (ему ж потом в другой конец города!), но номер телефона записала - на всякий случай.
Она была на полпути домой, когда в сумке заскворчал мобильный.
- Мам, ты скоро?
- Я уже еду, Сашенька. Через полчаса буду. А что случилось?
- Приедешь - узнаешь. Давай скорей, сгораю весь от нетерпения!
Теперь от нетерпения начала сгорать и сама Илона. Даже не от нетерпения, от волнения - что такое могло случиться с любимым сыном без нее?..
Когда Илона открыла дверь, в прихожей стоял сияющий Александр с букетом.
- Это тебе, мама. А теперь поздравь нас!
- Кого нас?
- Меня и Танечку. Мы решили - подаем заявление в загс! Татьяна, выходи!
Из кухни появилась симпатичная девушка со смущенной улыбкой.
«Вот и оставь сына на один вечер», - подумала Илона, и ей стало так хорошо, что захотелось заплакать.