Что делать, если вы хотите приобрести в магазине какую-нибудь нужную, но недорогую вещицу, а продавец отвечает, что у него нет сдачи с вашей купюры? Более того, предлагает вместо сдачи купить что-нибудь еще? Или посылает вас разменять? Подождите бежать в указанном направлении. Продавец не прав, утверждает замначальника Казанского территориального органа Госалкогольинспекции РТ Дина Майлова.
- В статье 426 ГК РФ установлено, что отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги не допускается, - говорит она. - Иными словами, вот открытый магазин, вот прилавок и товар, вот продавец, а вот я – покупатель с достаточными для покупки имеющегося (предложенного) товара деньгами, и отказать мне в покупке магазин не вправе.
Кроме того, среди нормативно-правовых документов существует письмо Роскомторга от 17 марта 1994 г. №1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятий розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети». Пункт 38 запрещает предлагать покупателю вместо сдачи какие-либо товары или требовать, чтобы потребитель разменял деньги самостоятельно. Там, где реализуются какие-либо товары или услуги, по закону должна быть Книга отзывов и предложений. Нужно только не лениться их требовать и писать жалобу руководству или владельцу магазина о том, что продавцы не обеспечивают реализацию товара и не могут продать его быстро и качественно. Для владельцев торговых точек это потеря в собственном кармане. Да и плохой продавец хорошему руководителю не нужен.
Кроме жалобы в Книгу отзывов, предлагаем написать заявление на имя руководителя торговой точки. На письменное заявление о нарушении ваших прав в магазине должен быть дан письменный ответ. Принципиальным – прямая дорога в суд. Только необходимо иметь доказательную базу нарушения. Неплохо бы заручиться свидетельскими показаниями. Кроме того, если на ваше письменное заявление будет дан письменный ответ с какими-либо объяснениями причины произошедшего, то в суде это будет доказательством факта нарушения. А отсутствие ответа руководства магазина на письменное заявление потребителя при рассмотрении дела является для суда «отягчающим» обстоятельством.