Из лаборанта-химика - в звезды
Говорят, когда она исполняла партию старой графини в «Пиковой даме», некоторые особо впечатлительные зрители просто падали в обморок и их выносили из зала. Ее блистательная Кармен, Кончаковна из «Князя Игоря», Марина Мнишек из «Бориса Годунова», Ольга из «Евгения Онегина», Тугзак из «Алтынчеч», как и романсы Рустема Яхина в ее исполнении, вошли в золотой музыкальный фонд. Она одна из первых исполнительниц национального оперного репертуара. А еще Мунира Булатова три года была директором театра опера и балета им. М.Джалиля. Но в то же время она продолжала петь в спектаклях, репетировать. А позже стала председателем республиканского отделения Всероссийского театрального общества. Именно при ее непосредственном участии был построен Дом актера, где и пройдет вечер памяти. - Мы пригласили коллег, ветеранов сцены, педагогов Казанского университета культуры и искусств, где мама преподавала, представителей химкомбината, где она начинала свою трудовую деятельность в должности лаборанта-химика. В химическом техникуме мама училась у профессора Камая, который говорил ей: «Твои четверки и пятерки не нужны, ты артисткой должна быть!» В лаборатории химкомбината мама проработала несколько лет и параллельно училась в музыкальном техникуме. Там ее уговорили поехать учиться в татарскую оперную студию при Московской консерватории. Вечер пройдет в теплой, домашней обстановке, с пирогами и чаем, ведь это Дом актера, - рассказала дочь Муниры Закировны Дания Булатова. С легкой руки Джалиля
Творческий взлет Муниры Булатовой начался с легкой руки Мусы Джалиля. Они познакомились в 1936 году в Москве, в татарской оперной студии при Московской консерватории. Джалиль был заведующим литературной частью студии. При помощи Джалиля вышла ее первая пластинка с песней «Сагыну». И первый сольный концерт молодой талантливой певицы организовал Джалиль. Состоялось это выступление 2 марта 1940 года в Доме литераторов. Позже в Казани они работали в одном театре и квартиры получили в одном доме на улице Горького.Мне посчастливилось несколько раз бывать в гостях у Муниры Закировны. Она угощала вкусным обедом и очень интересно рассказывала: - Мы с Джалилем дружили семьями. Жили на одном этаже, но в разных подъездах. Одна наша стена была общая, и мы колотили в нее - этот стук считался приглашением в гости. Засиживались допоздна то у них, то у нас. Играли в лото, резались в карты (в подкидного дурака), обсуждали наши театральные дела.«Неужели мадам Булатова - татарка?»Сразу после войны Мунира Булатова оказалась в группе советских актеров, певцов, танцовщиков, которых по культурному обмену отправили с большим концертным турне по Европе. Их встречали как представителей народа-освободителя. Никто не ожидал такого успеха, и гастроли пришлось продлить с двух недель до трех месяцев.Мунира Закировна исполняла европейскую, русскую классику, неаполитанские песни, романсы Чайковского, Рахманинова и конечно произведения татарских композиторов. Один иностранный журналист задал ей вопрос: «Неужели правда, что мадам Булатова - татарка?» Она гордо ответила: «Да!» Женское ли дело строить Дом актераВ 1966 году Мунира Булатова стала директором театра оперы и балета им. М.Джалиля. Когда я во время одной из встреч спросила Муниру Закировну, как она решилась на такой шаг и взялась за тяжелое, совсем не женское дело, она со свойственным ей чувством юмора поведала такую историю: - Не я взялась, а меня «взяли»! Думала, что это всего на два-три месяца, пока не найдут подходящего человека. А мое директорство растянулось на три года. С назначением на должность председателя республиканского отделения ВТО тоже получилась такая же история. Когда меня вызвали в обком партии и сообщили о моем назначении, я удивилась: «Да вы что, неужели у нас мужчин мало?» Но меня все-таки назначили. И буквально подбили на строительство Дома актера. Обещали помогать. Всю жизнь я была человеком ответственным. Если сказали: «Надо!» - значит надо. И если за что-то берусь, то стараюсь делать на совесть. На строительство Дома актера выделили 360 тысяч рублей. По тем временам это были огромные деньги. Строительство велось два года. И два года я каждый день начинала с того, что ходила на планерки к строителям, вникала во все проблемы, чтобы помочь их решить. И вот в марте 1978 года Дом актера открыли. В тот весенний день вдруг повалил снег, замело весь город как в сказке. Пожалуй, это был самый счастливый день в моей жизни.
КстатиВ августе 2005 года на «Звездной аллее» улицы Баумана открыли еще две звезды. Рядом с плитами, увековечившими имена легендарных татарских певцов Ильгама Шакирова, Альфии Авзаловой, Хайдара Бегичева, появились звезды Муниры Булатовой и Салавата Фатхутдинова. На церемонии открытия звезды Мунира Закировна в свои 90 лет спела романс замечательным, удивительно молодым голосом. Скончалась Мунира Булатова 31 мая 2011 года, не дожив трех лет до своего 100-летнего юбилея.
Говорят, когда она исполняла партию старой графини в «Пиковой даме», некоторые особо впечатлительные зрители просто падали в обморок и их выносили из зала. Ее блистательная Кармен, Кончаковна из «Князя Игоря», Марина Мнишек из «Бориса Годунова», Ольга из «Евгения Онегина», Тугзак из «Алтынчеч», как и романсы Рустема Яхина в ее исполнении, вошли в золотой музыкальный фонд. Она одна из первых исполнительниц национального оперного репертуара. А еще Мунира Булатова три года была директором театра опера и балета им. М.Джалиля. Но в то же время она продолжала петь в спектаклях, репетировать. А позже стала председателем республиканского отделения Всероссийского театрального общества. Именно при ее непосредственном участии был построен Дом актера, где и пройдет вечер памяти. - Мы пригласили коллег, ветеранов сцены, педагогов Казанского университета культуры и искусств, где мама преподавала, представителей химкомбината, где она начинала свою трудовую деятельность в должности лаборанта-химика. В химическом техникуме мама училась у профессора Камая, который говорил ей: «Твои четверки и пятерки не нужны, ты артисткой должна быть!» В лаборатории химкомбината мама проработала несколько лет и параллельно училась в музыкальном техникуме. Там ее уговорили поехать учиться в татарскую оперную студию при Московской консерватории. Вечер пройдет в теплой, домашней обстановке, с пирогами и чаем, ведь это Дом актера, - рассказала дочь Муниры Закировны Дания Булатова. С легкой руки Джалиля
Творческий взлет Муниры Булатовой начался с легкой руки Мусы Джалиля. Они познакомились в 1936 году в Москве, в татарской оперной студии при Московской консерватории. Джалиль был заведующим литературной частью студии. При помощи Джалиля вышла ее первая пластинка с песней «Сагыну». И первый сольный концерт молодой талантливой певицы организовал Джалиль. Состоялось это выступление 2 марта 1940 года в Доме литераторов. Позже в Казани они работали в одном театре и квартиры получили в одном доме на улице Горького.Мне посчастливилось несколько раз бывать в гостях у Муниры Закировны. Она угощала вкусным обедом и очень интересно рассказывала: - Мы с Джалилем дружили семьями. Жили на одном этаже, но в разных подъездах. Одна наша стена была общая, и мы колотили в нее - этот стук считался приглашением в гости. Засиживались допоздна то у них, то у нас. Играли в лото, резались в карты (в подкидного дурака), обсуждали наши театральные дела.«Неужели мадам Булатова - татарка?»Сразу после войны Мунира Булатова оказалась в группе советских актеров, певцов, танцовщиков, которых по культурному обмену отправили с большим концертным турне по Европе. Их встречали как представителей народа-освободителя. Никто не ожидал такого успеха, и гастроли пришлось продлить с двух недель до трех месяцев.Мунира Закировна исполняла европейскую, русскую классику, неаполитанские песни, романсы Чайковского, Рахманинова и конечно произведения татарских композиторов. Один иностранный журналист задал ей вопрос: «Неужели правда, что мадам Булатова - татарка?» Она гордо ответила: «Да!» Женское ли дело строить Дом актераВ 1966 году Мунира Булатова стала директором театра оперы и балета им. М.Джалиля. Когда я во время одной из встреч спросила Муниру Закировну, как она решилась на такой шаг и взялась за тяжелое, совсем не женское дело, она со свойственным ей чувством юмора поведала такую историю: - Не я взялась, а меня «взяли»! Думала, что это всего на два-три месяца, пока не найдут подходящего человека. А мое директорство растянулось на три года. С назначением на должность председателя республиканского отделения ВТО тоже получилась такая же история. Когда меня вызвали в обком партии и сообщили о моем назначении, я удивилась: «Да вы что, неужели у нас мужчин мало?» Но меня все-таки назначили. И буквально подбили на строительство Дома актера. Обещали помогать. Всю жизнь я была человеком ответственным. Если сказали: «Надо!» - значит надо. И если за что-то берусь, то стараюсь делать на совесть. На строительство Дома актера выделили 360 тысяч рублей. По тем временам это были огромные деньги. Строительство велось два года. И два года я каждый день начинала с того, что ходила на планерки к строителям, вникала во все проблемы, чтобы помочь их решить. И вот в марте 1978 года Дом актера открыли. В тот весенний день вдруг повалил снег, замело весь город как в сказке. Пожалуй, это был самый счастливый день в моей жизни.
КстатиВ августе 2005 года на «Звездной аллее» улицы Баумана открыли еще две звезды. Рядом с плитами, увековечившими имена легендарных татарских певцов Ильгама Шакирова, Альфии Авзаловой, Хайдара Бегичева, появились звезды Муниры Булатовой и Салавата Фатхутдинова. На церемонии открытия звезды Мунира Закировна в свои 90 лет спела романс замечательным, удивительно молодым голосом. Скончалась Мунира Булатова 31 мая 2011 года, не дожив трех лет до своего 100-летнего юбилея.