Во имя Родины: как жил и творил Муса Джалиль в Казани

15 февраля исполняется 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза, поэта Мусы Джалиля.

news_top_970_100
Автор фото: Фарит Муратов

Мы побывали в гостях у поэта - в его квартире в доме №17 на ул. Горького, где расположен мемориальный музей. Создать музей в жилом доме совсем непросто, но, несмотря на все сложности, музей был открыт 15 февраля 1983 года.

На домофоне есть специальная кнопка, нажав на которую, можно позвонить в музей. Дальше предстоит подняться на четвертый этаж. На лестничной клетке две квартиры - №27 и 28. В 28-й жила семья Джалиля. Экскурсию по мемориальной квартире провела старший научный сотрудник Музея-квартиры Мусы Джалиля Лейсан Харасова.

Две комнаты в элитной коммуналке

Муса Джалиль занимал высокую должность - он был ответственным секретарем Союза писателей Татарской АССР. Кто бы к нему не обращался за помощью, он старался помочь: решал квартирные и другие серьезные вопросы. Для себя каких-то особых жилищных условий не требовал, и, наверное, по этой причине его семье выделили две комнаты в трехкомнатной коммунальной квартире. В третьей комнате жила другая семья.

Дом был построен в 1940 году специально для деятелей культуры. Здесь жили артисты, музыканты, композиторы. Жили весело и дружно. Замечательная певица, народная артистка РСФСР Мунира Булатова жила в этом же доме, в соседнем подъезде, тоже на четвертом этаже, и одна стена с Джалилем была общая. Мунира Закировна вспоминала, когда они хотели пригласить друг друга в гости, стучали в стенку. Засиживались в хорошей компании допоздна: играли в лото, резались в дурака, обсуждали театральные планы.

- Нашему музею повезло. Когда создавался и открывался музей, жива была супруга Джалиля Амина Кутдусовна. Все личные вещи поэта она целенаправленно передала в фонд нашего музея, и мы всегда с гордостью подчеркиваем, что большинство экспонатов в этих комнатах мемориальные, - рассказала Лейсан Харасова, приглашая нас в рабочий кабинет поэта. - Здесь стоит письменный стол, который купил сам Джалиль в Москве, в комиссионном магазине. Стол небольшой, но очень интересный, с многочисленными ящичками, которые закрывались на ключ. Шутя, он говорил своей супруге: «Все секретные бумаги буду прятать от тебя в этих ящиках».

Особое внимание наших посетителей привлекает библиотека Джалиля. Он был человеком своего времени: комсомольцем, коммунистом. В его библиотеке труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, русская классика - Пушкин, Лермонтов, Некрасов, татарская классика - Тукай, Дэрдменд. Немало книг с дарственными надписями, которые дарили ему современники - писатели и поэты. Есть словари. Джалиль занимался переводами, переводил с русского на татарский язык стихи классиков. Много книг о музыке, потому что он работал заведующим литературной частью в Татарском театре оперы и балета. У нас хранится 216 книг, но книг в библиотеке Джалиля было около 400. Это мы узнали из большого блокнота, который лежит на этажерке. Сам Джалиль называл этот блокнот амбарной книгой. Каждую купленную или подаренную ему книгу он записывал в этот блокнот в алфавитном порядке. Часть книг была утеряна еще до открытия нашего музея, часть поэт подарил друзьям.

Мандолина, кукла, шахматы и печка на кухне

В кабинете представлен еще один необычный экспонат - мандолина. Это личный музыкальный инструмент поэта. Муса Джалиль купил мандолину в 1934 году, любил играть на ней в часы отдыха и праздники. Джалиль любил музыку, хотя и не имел специального музыкального образования. Он работал в Татарском оперном театре, дружил со многими композиторами и брал у них уроки музыки. Мечтал купить себе пианино, но не успел - началась Великая Отечественная война.

Вторая комната - это одновременно и гостиная, и спальня, и детская. В центре круглый стол, на столе шахматы. Их передала в музей супруга известного писателя, литературоведа, друга Мусы Джалиля Гази Кашшафа. По легенде, они часто играли с Джалилем именно в эти шахматы.

В центре гостиной - круглый стол с шахматами и семейным фотоальбомом Джалиля

На кровати темнокожая кукла. Она тоже не случайно оказалась в музейной экспозиции. В середине 1930-х годов Джалиль написал поэму «Джим» о маленькой девочке и кукле. Точно такую же куклу Джалиль подарил своей дочери Чулпан. Но, к сожалению, подлинная кукла не сохранилась.

Дальше мы прошли на кухню. Кухня совсем небольшая, рассчитана была на две семьи: поэта и их соседей по коммуналке. Дом считался по тем временам элитным, здесь было центральное отопление, но газа не было. Готовили на печке, которую топили дровами. Дрова хранились в сарайчике во дворе дома. Эта печка восстановлена. Когда в квартире открывался музей, в доме уже был проведен газ и таких печек не было. Печку восстановили специально для создания точной обстановки на кухне.

Письма дочери с фронта и ремень Жиганова

Из этой квартиры Мусу Джалиля провожали дважды на фронт. Первый раз летом 1941 года. У Джалиля была бронь, но он от нее отказался и написал заявление, чтобы его взяли на фронт. Получив повестку 13 июля 1941 года, сначала был две недели на сборах под Казанью, потом его направили в Курскую область на курсы политработников.

Постепенно эти курсы переводились в тыл, так они оказались в Мензелинске. Поэт получил звание старшего политрука, и после окончания курсов у него появляется возможность из Мензелинска заехать в Казань, домой, на несколько дней. Второй раз его провожали на фронт 8 января 1942 года.

- У нас есть один необычный экспонат - ремень. История этого ремня очень интересная, трогательная. Когда Джалилю пришла повестка на фронт, друзья устроили ему проводы. Был там и композитор Назиб Жиганов. Джалиль вспомнил обычай: наши деды и прадеды, когда уходили в дальнюю трудную дорогу, обменивались поясами с человеком, который оставался дома. Это было залогом благополучного возвращения. И они обменялись ремнями с Назибом Жигановым. Так ремень Жиганова уехал с поэтом на фронт, а ремень Джалиля через много лет Назиб Гаязович передал в музей, - представила нам раритет Лейсан Харасова.

 Ремень Джалиля, подаренный им композитору Назибу Жиганову

На детском столике в гостиной копия письма с фронта Мусы Джалиля дочери Чулпан. Оригинал письма хранится в фондах Национального музея РТ. Дочери тогда еще не было и 5 лет, читать она не умела, но он адресовал письма ей. Дата письма - 9 марта 1942 года. «Дорогая моя Чулпаночка! Видишь, как часто я тебе пишу, потому что я люблю тебя и скучаю по тебе. Я уже еду на фронт воевать с фашистами. Уже совсем мало осталось доехать до фронта. Мы выгоним этих мерзавцев фашистов из Ленинградской области, а потом совсем из Советской земли, тогда будет все спокойно и хорошо». Каждое такое письмо заканчивалось фразой: «Крепко тебя целую, папа».

На столе поэта представлена копия его письма дочери

Осенью 1943 года супруга Джалиля Амина Кутдусовна вместе с дочерью Чулпан переехала из Казани в Москву. Их комнаты заняли соседи. Потом соседи переехали, сюда заселились другие жильцы. И уже у них квартира была приобретена, чтобы создать здесь музей. Была выкуплена и соседняя квартира на лестничной площадке для создания единого музейного пространства.

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

  • Фарит Муратов

    Фарит Муратов

news_right_column_240_400