В ОДНОЙ ИЗ ШКОЛ. Корреспондент «КВ» выяснила, многие школы Казани уже давно организовали у себя курсы автодела. А о том, как учат будущих молодых водителей, она узнала, посетив одну из гимназий города. По словам преподавателя ОБЖ Александра Постаногова, курсы автодела в школе организовали еще в 2004 году.
- На открытие мы пригласили начальника ГИБДД РТ Рифката Минниханова. Наш кабинет, в котором проходят занятия, - один из первых в городе школьных кабинетов, оборудованных по всем критериям, - объясняет Александр Васильевич, указывая на стенды и макеты.
Здесь есть все необходимое: начиная от плакатов с изображением дорожных знаков, заканчивая макетом машинного двигателя.
- Ученики такие любопытные. Им все надо увидеть, потрогать, покрутить. Рассказывать - одно, а вот наглядность всегда привлекает внимание. Бывает, собираю детей у макета двигателя и показываю, как происходит движение поршней, работает тормозная система. Глаза у всех загораются. Тут же начинается: «А можно я попробую?» Молодые все схватывают на лету, им и объяснять по сто раз не надо, - поясняет педагог.
Без обид и обмана. Если некоторые автошколы города обещают своим клиентам высококлассное обучение, а потом оставляют с носом, то в школе это исключено.
- Как правило, мы набираем одиннадцатиклассников. Сначала рассказываем им о программе обучения: времени, стоимости. Затем выявляем желающих, которые в свою очередь информируют родителей. Чтобы они были спокойны и знали, за что платят деньги, проводим с ними родительское собрание. Только после этого они заключают договор с Детской юношеской автошколой, - вводит в курс дела учитель.
Об обучении. Курсы по автоделу включают в себя и теоретические предметы: устройство автомобиля, безопасность дорожного движения, законодательство. На учебу дается четыре месяца. Из них 106 часов рассчитано на теорию, 50 часов - на вождение.
- Первые два месяца занимаюсь с учениками теоретическими вопросами в школе. Затем ДЮАШ предоставляет им инструктора и машину для обучения вождению.
- А как же с правами? - спрашиваю.
- Автошкола пересылает документы в ГИБДД. Ребята сдают там экзамены по теории, вождению. После сдачи экзаменов ученикам выписывают права. Они смогут получить их сразу, как только им исполнится 18 лет.
А ну-ка, девочки!
- Александр Васильевич, не секрет, что многие инструкторы предвзято относятся к девушкам за рулем и даже подшучивают, что обучать их вождению - то же самое, что учить разговаривать обезьяну...
- Половина из 14 моих учеников - девочки. У меня никогда не возникало с ними проблем. Напротив, девочки всегда стараются и основательно ко всему относятся. В теории они часто опережают мальчиков. Причем курс автодела предназначен не только для учеников. У нас могут обучаться родители и учителя. В прошлом году выучились 6 учителей. Сейчас благополучно ездят по городу.
Мнения родителей. Анна Андреева: К таким курсам в школе отношусь положительно. Они обходятся намного дешевле, чем обычные. К тому же выпускник получает специальность. В городе сейчас без водительских прав никуда. Сын тоже учился вождению в школе. Сейчас учится на первом курсе и подрабатывает таксистом.
Татьяна Леонтьева: А мне не повезло. В школе автодело было, но ходили туда только мальчики. Нас заставляли заниматься шитьем. На вопрос, чем мы хуже, учителя заявляли: «Не женское это дело!» Хорошо, что сейчас все изменилось.
Владимир Комаров: Неплохо, если такие курсы будут во всех школах города. Дочке приходится ходить в другую школу.
КСТАТИ. Сегодня для автоклассов уже закуплены все запланированные 200 автомобилей.