Воспитательный дом для оступившегося подростка

Кардинальная перестройка федеральной службы исполнения наказаний в первую очередь коснется несовершеннолетних осужденных.

news_top_970_100

В настоящее время в местах лишения свободы отбывают наказание более 6300 несовершеннолетних. 24% из них попали туда за кражи, 13% - за грабежи, примерно 14% - за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, столько же – за разбойное нападение, 9% - за убийства, 4,5% - за неправомерное завладение автомобилями.

- Мы намерены полностью отказаться от исправительных колоний. Им на смену придут воспитательные центры. Это будет комплекс учреждений со следственным изолятором. Когда приговор вступит в законную силу, осужденный подросток из изолятора просто перейдет в так называемый воспитательный дом, – пояснил Владимир Алексеевич. - Достигнув совершеннолетия, нарушивший закон попадет не во взрослую колонию, как сейчас, а в организованный участок колонии для повзрослевших. Это необходимо для того, чтобы свести к минимуму контакты молодых ребят с криминальным миром взрослых.

СПРАВКА. Сегодня в России для подростков функционирует 61 воспитательная колония (три из них для девочек). Они расположены в 58 субъектах РФ.

- В колониях с ребятами работают воспитатели, социальные работники, психологи. Подросток отбыл назначенный ему срок, а дальше что?

- Это большая и очень важная проблема. К сожалению, в России пока нет федерального органа, который бы нес ответственность за людей, вышедших из мест лишения свободы, и мог бы взять на себя задачу по их дальнейшему трудоустройству и социальной реабилитации. Функции нашей федеральной службы ограничены. Не зря она так и называется: исполнение уголовных наказаний. Но у нас создана определенная система подготовки осужденного к освобождению. Мы должны четко знать, что ждет подростка за воротами колонии: где и как он будет жить, учиться, работать. Часто приходится сталкиваться с бездушным, формальным отношением к тем, кто вернулся из колонии. Школы и работодатели под разными предлогами отказываются их принимать. Кому нужен проблемный парень? Эту государственную проблему нужно решать сообща.

- Что конкретно предполагается делать?

- Для таких ребят нужны специальные реабилитационные центры. Один такой - для девочек - есть в Рязани. Он работает уже 12 лет. И ни одна из прошедших через этот реабилитационный центр не совершила повторного преступления. Там профессиональный коллектив педагогов, психологов и отличное подсобное хозяйство. Они выращивают коров, которые дают 35 тонн молока в год. Недавно подобный центр открылся в Архангельской области. Мы будем идти именно по такому пути. Ведь он позволяет постепенно социализировать оступившихся детей.

- Правда, что некоторые ребята идут на все, чтобы им продлили срок заключения в колонии?

- Неволя – страшное испытание, особенно для подростков. Но у нас были случаи, когда девочки и мальчики просто отказывались уходить из колонии. Они не хотели возвращаться домой к родителям-алкоголикам, которые измывались над ними. Доходило до того, что накануне освобождения ребята преднамеренно совершали незначительное преступление, чтобы получить дополнительный срок. Они прямо заявляют, что в колонии им лучше. Мол, здесь всегда накормлены, у них чистая постель. И имеют возможность получить образование и перспективную профессию.

- Образование подростков - очень важный момент...

- Дело в том, что практически каждый второй подросток, прибывший в воспитательную колонию, до этого нигде не учился. Многие 14 - 15-летние ребята не умеют читать и писать. Для них в наших ведомственных образовательных учреждениях открываются коррекционные классы. А вот по материально-техническому оснащению наши школы могут дать фору муниципальным учреждениям. В каждой школе у нас 2 - 3 компьютерных класса. В рамках нацпроекта «Образование» в каждой подключен интернет. Примерно 150 наших воспитанников дистанционно обучаются в высших учебных заведениях и успешно учатся.

Недавно в Москве, в Молодежном театре состоялся финал всероссийского фестиваля творчества несовершеннолетних «Амнистия души». Это уже третий фестиваль. Отборочные туры проходят во всех воспитательных колониях. В жюри входят Иосиф Кобзон, Николай Сличенко, Тереза Дурова, Никас Сафронов, Михаил Грушевский, так что ребята имеют возможность проявить все свои таланты.

news_right_column_240_400