"Воспитательный" кризис: чего не хватает казанским детским садам?

Корреспондент «КВ» побывала в детсаду в роли няни-стажера.

news_top_970_100
Автор фото: http://pojvanov.ru

Проблема Парадоксальная ситуация сложилась в Казани с дошкольным образованием. Число детей и детсадов увеличилось, а работать в них некому. Вернее, в новых комбинатах штат заполнен за счет опытных воспитателей из старых детских садов. В итоге в тех во время летних отпусков группы объединяют, и на двух воспитателей и одну няню приходится по 30 детей. Какое воспитание получают дети в этом случае, увидела репортер «КВ», ненадолго поменяв профессию. Поводом для репортажа послужил звонок читательницы.
- Моя внучка, получившая в свои два года место в детсаду, вынуждена сидеть дома, - сказала она. - Вначале был адаптационный период с частыми простудами. А сейчас в садике пора отпусков. Чтобы дать возможность персоналу отдохнуть, группы объединяют. Детей в них порой больше 30. Дочери сказали, если есть возможность, сидите с ребенком дома. К тому же за полгода из детсада перешли в новые четыре воспитателя. Несмотря на это, чтобы не потерять место, родительский взнос платим исправно.
КадрыДетсад, в котором я полдня провела в качестве няни-стажера, построен еще в советские 70-е годы прошлого столетия. Стандартная двухэтажка с отдельными спальными комнатами в те времена считалась верхом дошкольного благополучия. Если поменять в здании коммуникации, окна, двери, крышу, оно прослужит детишкам еще много лет.
7 утра. Узнаю, что моей наставнице - воспитательнице Анастасии Васильевне (все имена изменены) и ее помощнице Оксане Юрьевне по 26 лет. Обе работают не по призванию, а по необходимости: после декретного отпуска нужно было пристроить детей. Воспитательница по образованию филолог, няня - экономист. Обе в садике третий год.
- Пошла работать из-за сына, - говорит Оксана Юрьевна, готовя кастрюльки для завтрака. - С детишками мне нравится. Только тяжело и денег мало - всего 6 тысяч рублей. Дождусь, когда сыну дадут путевку в этот детсад официально, и вернусь в свой банк.
У воспитательницы та же история: тоже мечтает об уходе. 
Из Типового положения о дошкольном образовательном учреждении: «Основные задачи дошкольного образования - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей».
К 8 часам становится ясно, что сегодня в нашей младшей группе (здесь малыши от двух до трех лет) будет почти 30 детей. Анастасия Васильевна отмечает в журнале 26 человек. Из них трое только-только начали ходить после отпуска. Двое закатывают мамам истерики, не желая идти в группу. 
- Веселый день сегодня будет, - вздыхает Оксана. - Придется разрываться между своей работой и воспитательницы: одной ей не справиться. Ты помогай сажать детей на горшок, а я побегу за завтраком. 
ЗавтракС утра детки, еще не проснувшиеся, квелые и скучные. Кто-то смирно сидит на стульчике. А кое-кто не отошел от прощания с мамой - глазки на мокром месте. Некоторые начинают воевать за игрушки (их ассортимент, замечаю, бедноватый). Первой стычки и слез долго ждать не пришлось. Разведя драчунов по углам, Анастасия Васильевна начинает готовиться к завтраку - сдвигает столы, ставит стулья. Идем с детишками мыть руки. А там столпотворение! Краников четыре, а детей 26. Пришлось помочь. Вода только холодная. 
- Говорят, в целях безопасности, чтобы дети не обожглись, в группу не дают горячую воду, - поясняет воспитательница. 
Пока мыли одних, другие разбежались. Так что сделать зарядку мы не успели. Усаживаем детишек за столы. Втроем быстрее кормить малышей кашей. Плаксы и те, кто еще сам есть не научился, на особом положении - их кормим с ложечки. За полчаса справляемся с завтраком. За это время два малыша испачкали штанишки (вовремя не попросились на горшок). Три пролили на себя чай. На этот раз я меняла им одежду. Но обычно приходится либо няне отрываться от своих дел, либо воспитательнице оставлять детей без присмотра: шкафчики-то в прихожей.
Из Типового положения о дошкольном образовательном учреждении: «Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей».
ПрогулкаПосле завтрака положены занятия, но летом все идут на прогулку.
- Когда в группе больше 15 детей, от занятий мало толку, - признается воспитательница. - Малыши еще не умеют клеить, рисовать красками, лепить. Каждому нужно помочь, уделить внимание. Если даже по минуте, то выйдет 15 минут. А детки больше 25 минут сидеть на месте не могут.
Чтобы собрать на прогулку всех 26 детишек, делим их на три группы. Воспитательница, забрав с собой первую пятерку, выходит на крыльцо. Мы с няней собираем остальных и партиями выпроваживаем на улицу. Оксана принимается за уборку группы. Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений влажная уборка должна проводиться в группе дважды в день, а клеенчатые и другие моющиеся поверхности - обрабатываться горячей водой с мылом. Еще помощница воспитателя должна пылесосить и чистить влажной щеткой (или выколачивать) ковры. Влажную уборку в спальнях нужно проводить после дневного сна, в групповых комнатах - после каждого приема пищи. На деле получается несколько скромнее.
- Сегодня, раз нас двое, сможем побольше сделать, - командует Оксана. - Ты пропылесосишь ковры во всех комнатах. Влажной тряпкой вытрешь пыль, вымоешь полы. А я уберусь в хозяйственной части. По правилам каждый из нас должен заниматься своим делом - воспитательница детьми, я хозяйством. В действительности приходится разрываться, ведь воспитательнице одной не уследить за всеми детьми.
Вытащив дорожки на проветривание, задерживаюсь у участка, где играют наши дети. Несмотря на то что у всех есть родители, а семьи благополучные, вид у них грустный. Одного зеленые сопельки вынуждают дышать открытым ртом, как рыбу на песке. На мое предложение вытереть ребенку носик воспитательница лишь отмахнулась - вернемся в группу и вымоем! Холодной водой... У других деток у кого платьице задралось, у кого носочки сползли, у кого трусики мокрые.
- Мне то ли за всеми 26 смотреть, чтобы не убежали с участка, то ли за каждым в отдельности ухаживать, - вздыхает Анастасия Васильевна. - Ничего же страшного не происходит.
За время, что я вытряхивала дорожки, воспитательница не предложила малышам поиграть или заняться чем-то интересным. Она лишь стояла посреди участка и время от времени покрикивала: «Егор, слезь со стола! Дина, вернись на участок! Семенов, ты куда пошел?» Почему так происходит, ясно: детей много, а воспитательница одна. 
Обед и сон  После обеда, который дался нам еще тяжелее, чем завтрак (не одно блюдо, а три: суп, картошка с котлеткой и компот), мы помогаем детишкам раздеться. Сажаем их на горшок и потом провожаем в спальную комнату. Опять капризы и слезы тех, которые хотят к мамам. Мы уговариваем, рассказываем сказки, поем колыбельные. Самостоятельные ложатся спать сами. Через полчаса комната наполняется мерным сопением маленьких курносиков. Моя учеба на этом заканчивается.
МненияКомментарий заведующей детсадом, которая взяла с меня слово, что я не назову номер ее учреждения:- Воспитателей не хватало и раньше. Мало кто пойдет на зарплату в 7 - 8 тысяч. Конечно, можно больше заработать, если трудиться в две смены. Это даст дополнительные 3,5 - 4 тысячи рублей. Но согласитесь, за такую суперответственную работу это деньги небольшие. С открытием новых детсадов пошел отток наших воспитателей туда. Мои коллеги-заведующие переманивают их не только лучшими условиями, но и деньгами. Чем выше квалификация, тем больше зарплата. Конкуренцию составляют и коммерческие, частные детсады. В старых садах большинство остается работать не по призванию, а по необходимости. Замечательная программа «Бэлэкэч», но в ней не хватает пункта о том, как сделать работу воспитателей финансово привлекательной.
Комментарий замминистра труда, занятости и соцзащиты РТ Клары Тазетдиновой:- К 2013 году согласно Указу Президента РФ Владимира Путина «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предполагается довести среднюю зарплату педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до величины средней заработной платы в отрасли общего образования в данном регионе.
КстатиПо данным сайта центра занятости Казани, в городе на сегодняшний день 122 вакансии воспитателя и младшего воспитателя.

news_right_column_240_400