Но можно ли усидеть на двух стульях и насколько цель оправдывает средства, решили мы разобраться с помощью специалистов и самих студентов.
ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН. Айрат Матыгуллин, директор одного из казанских юрбюро:
- С правовой точки зрения совмещение обучения в двух вузах одновременно при очном обучении возможно. Условие: в выбранный как основной вуз абитуриент представляет подлинники документов, а во второй - копии. Тогда в первом вузе он будет числиться студентом, а в другом - слушателем. Одно важное «но»: одновременно в двух вузах нельзя учиться на бюджетной основе. Второе образование придется получать за деньги. Для зачисления слушателем во второй вуз поступившему нужно представить заверенную ксерокопию аттестата, а также справку из института, где он уже зачислен студентом.
ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ ПРАКТИКА. Это только у героини Джоан Роллинг Гермионы Грэйнджер был волшебный медальон, способный задерживать время и возвращать ее в прошлое, давая возможность жадной до знаний девочке посещать как можно больше учебных занятий. У современных студентов таких талисманов нет. Поэтому поступившим одновременно в два вуза приходится буквально разрываться. А что делать, если учеба на дневном отделении предполагает обязательные посещения лекционных и семинарских занятий минимум пять раз в неделю. Ну а если студент, желающий учиться на двух разных специальностях, действительно хочет получить знания, а не диплом второго высшего, то он должен бросить все силы на то, чтобы достойно сдать свою первую сессию.
- В нашем институте учились три девушки, которые предприняли попытку осилить два вуза. Одна сразу не выдержала такого темпа и сошла с дистанции после первого курса, - рассказывает Наталья Мукменова, студентка факультета по связям с общественностью одного из казанских вузов. - Вторая продержалась на год дольше. Однако на втором курсе перевелась на заочное. Успеваемость стала падать. Девушка же была серьезная и целеустремленная. Она стремилась получить знания, а не корочки диплома. Дольше всех «разрывалась» третья девушка - дотянула до четвертого курса. Но на пятом у нее возникли проблемы со здоровьем, и пришлось взять «академку». Работать одновременно над двумя дипломами оказалось не по силам.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ МЕДИКОВ. Врач-терапевт Елена Гойда:
- Невропатологи бьют тревогу: у студентов-очников очень интенсивный учебный график. Попытка придерживаться его приводит к нервным срывам. Поэтому в последние годы здоровье студентов ухудшилось. Адаптация молодого человека к комплексу новых для него факторов, специфических для вуза, не всегда проходит без ущерба для здоровья. Нарушается сон. Перед сессией преобладает пониженное или тоскливое настроение. Появляются первые признаки депрессии. А у особо эмоциональных индивидуумов возможны нервные расстройства. Плюс у всех проблемы со зрением. Каково же самочувствие тех, кто испытывает двойные нагрузки! Для организма это стресс, который в первую очередь ударяет по нервной системе и является главной причиной в развитии многих заболеваний внутренних органов.
МНЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. Декан факультета пищевой инженерии КГТУ (КХТИ) профессор Мстислав Поливанов:
- Современная молодежь, мне кажется, имеет две причины для получения одновременно двух образований. Первая, основная, в том, что вторую специальность такие студенты приобретают про запас. Для того чтобы не оказаться невостребованными. Как правило, такие амбициозные личности выбирают дублирующим экономическое или юридическое образование. Вторая же причина претенциозная. Настроенный на высокий полет и развитие своей будущей карьеры молодой человек целенаправленно идет к цели. И выбирает те специальности, которые помогут ему в будущем. Этим молодым людям известно: за рубежом руководители крупных предприятий обязательно имеют два и более высших образования. Без этого невозможно ни развитие бизнеса, ни личностный рост. Но если на Западе люди имеют возможность планировать свою жизнь, то россияне в условиях нестабильной обстановки в стране хотят получить все сразу и сейчас. Они торопятся получить второй диплом, пока молоды и есть возможность. Другое дело, что совместить учебу по дневной форме очень трудно. Комбинативность очного и заочного обучения здесь наиболее благоприятна. Поэтому если студент имеет четкую цель на получение знаний, то он получит их и на заочном. Молодежь стала не хуже, а прагматичнее. Сейчас она точно знает чего хочет и достигает своей цели.
ВЫВОД. Оказалось, сидеть на двух вузовских стульях можно. Правда, очень легко оказаться между ними.