«Вы к братской могиле сегодня ходили?»

Узнать, в каком состоянии воинские захоронения на Арском и Архангельском кладбищах Казани, получил задание наш корреспондент.

news_top_970_100

Последний приют на Арском

Понедельник, 15.30. У входа с улицы Абжалилова уже заканчивают торговлю цветами. Отсюда к воинскому мемориальному кладбищу ближе всего. За черной ажурной калиткой другой мир. Мир тишины, скорби и памяти. Иду мимо черного мрамора обелисков, богатых памятников, обрамленных красивыми оградами. На них портреты известных и уважаемых людей. Вот могила генерала Сафиуллина. Здесь же последнее пристанище Героя Советского Союза Михаила Девятаева. А вот памятник в виде мощной фигуры воина, рвущегося из плена.

Помню времена, когда количество воинских захоронений на Арском вдруг резко уменьшилось. Кто-то решил, раз имя солдата не известно, то можно хоронить поверх их гробов своих родных.

В итоге в 80-е годы прошлого века много воинских надгробий исчезло. Тревогу забили «Снежный десант» и местные СМИ. Варварство остановили. А все фамилии с уничтоженных надгробных тумб перенесли на 6 высоких прямоугольных стел. Теперь на них четыре ряда фамилий - рядовых красноармейцев, лейтенантов, сержантов. Почти в каждом я насчитала 53 фамилии. Умножив на число рядов, получаю, что здесь покоится прах 1272 бойцов.

По соседству стройные ряды надгробных тумб из мраморной крошки. На белой плите у всех выбита звездочка и фамилия того, кто здесь покоится. Читаю: красноармеец Красильников Н.К., 1893 - 1944. Лейтенант Седов... Тяжелораненых, их привозили в войну в Казань на санитарных поездах. Первую помощь оказывали в медсанбате. Затем - «Потерпи, браток!», уговаривала медсестричка санитарного поезда, который шел в Казань, - в госпиталь или приспособленные под него школы. Кого-то удавалось спасти. Кого-то нет. Свой последний приют они находили в нашем городе, зачастую не успев сообщить родным о месте пребывания.

Вот «кр-ц» (так сокращенно значится на всех тумбах самое распространенное солдатское звание) Шалома М., 1927 - 1946. Значит, солдатик умер уже после Победы, не дожив до своего двадцатилетия... Под другой тумбой двое: кр-ц Мусахитов, 1903 - 1943, и кр-ц Косарев, 1925 - 1944. Одному 40 лет, другому 21 год. Они умерли в один день, раз лежат вместе?

Вон там покоятся л-т Хлопонин (1921 - 1943) и кр-ц Гурский (1919 - 1944). С помощью совета ветеранов, ребят из «Снежного десанта» или через воинский архив кто-то из родных разыскал могилу лейтенанта Хлопонина, раз на ней теперь его фотокарточка и точная дата смерти. А этот памятник установлен среди солдатских надгробий законно. Его установила сыну и товарищам мать погибшего в годы войны партизана Андрея Федорова (1921 - 1942). Надпись невозможно читать спокойно:

«От матери Андрея. г. Ленинград. Вас никогда не забудет советский народ».

На воинских аллеях чисто и аккуратно. Видно, что здесь поработали и метлой, и граблями. У бронзового солдата в ногах свежий венок и пасхальные яйца. Они же и на некоторых тумбах. Наверное, их положили горожане, пришедшие на Арское почтить память родственников. Спасибо им за то, что поделились с солдатами. На могиле сына Сталина Василия Джугашвили тоже свежий венок и верба. Однако на нескольких тумбах не мешало бы подновить надписи: буквы потускнели.

Без крестов

Вместе с лейтенантом Постивой покоятся четыре неизвестных солдата. А с красноармейцем с редкой фамилией Ветер лежит татарин Булатов. Вот интернациональная могила: Алимов, Гаврилов, Гневко, Кондратенко, Косолапов...

К сожалению, здесь между могилами еще не подметали. Но то, что убираются, заметно. Пожухлая трава коротко пострижена. У кладбищенских рабочих спрашиваю, когда приберут солдатские могилы? К 1 или 9 Мая обязательно все будет в порядке, заверили они, добавив, кроме них, за солдатскими захоронениями ухаживают курсанты артучилища. Можно ли быть уверенным, что больше ни у кого и никогда не поднимется рука на солдатскую могилу? Рабочие дружно уверяют, что теперь с этим строго. В пресс-службе МУП «Ритуал» с ними солидарны. За сохранность воинских захоронений есть ответственные, сообщают мне. Именно с них всегда начинается на кладбищах уборка. Город в данном случае выступает как заказчик. Так что к 9 Мая на обоих кладбищах все будет покрашено и заблестит чистотой. Плюс приложат руки ребята из «Снежного десанта» и курсанты военных училищ.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Хорошо, конечно, что на кладбищах теперь мусор не сжигают, а во время массовой уборки бесплатно выдают мешки. Но было бы неплохо, если бы рядом с ними стояло по небольшой баночке с краской. Красной или золотой. Скажем, идут мимо воинских могил дед с внуком или отец с сыном и предлагают: «Давай подновим звездочки у солдатских могил». И вот уже старший держит краску, а младший рисует звезду и заполняет краской буквы. Ведь даже маленький знак уважения к памяти погибших воинов - это воспитание в молодых патриотизма.

news_right_column_240_400