ВЫКОВАННАЯ МОЛОТОМ В ЖЕЛЕЗЕ КРАСОТА

Мастерами артели «Левша» Раифского Богородицкого монастыря сделаны удивительной красоты ажурные кованые узоры храмов, декоративные решетки, фонари, которыми любуются посетители обители.

news_top_970_100

Чтобы увидеть своими глазами, как делается эта красота, мы отправились за несколько километров от Раифы, в Айшу, где артель арендует помещение. Здесь мы и познакомились с людьми редчайшей профессии - кузнецами Евгением Гусевым и Алексеем Чекмаревым.

Процесс ковки завораживает... Небольшая металлическая заготовка отправляется в огонь. Минут через пять кусок холодного прочного железа прогревается до нужной кондиции и становится податливым как пластилин. На наковальне под четкими ударами молота Алексея металл приобретает причудливую форму. Работа эта ювелирная.

- Иногда приходится перековывать детали машин. К примеру, отработавшие свое шестеренки - отличные заготовки для кованых цветов. А самому делать заготовки для таких сложных элементов очень долго, - рассказал Алексей, продолжая работать молотом: надо ковать железо, пока горячо.

- Наверное, кузнецу большая сила нужна?

- Чтобы правильно кувалдой махать, требуется больше умения. Главное для кузнеца не сила, а точность. И внимательность. У нас перекрыли газ, и сейчас приходится работать на угле. А уголь требует гораздо большего внимания: чуть зазевался - и все сгорело.

- Где вы учились кузнечному мастерству?

- Моим учителем был Георгий Иванович Евгенев, который работал здесь. В кузнечном цехе на заводе все-таки промышленное производство, а тут - художественная ковка, каждая деталь делается вручную. И этому может научить только мастер.

- Да, мастеров художественной ковки очень мало, - подтвердил Евгений Дмитриевич. - Слышал, что кузнечное дело преподают в училище художественных промыслов в Екатеринбурге и все. Сам я занимался судостроением, был главным инженером нефтяной компании, в общем, с механикой знаком хорошо и решил попробовать свои силы в ковке.

- Вы работаете по заранее разработанным эскизам?

- Примерные наброски, конечно, делаем. Но эскиз - это только основа. Как правило, нарисуешь узор на бумаге, а начинаешь делать в металле - все меняется по ходу дела. Эскиз крыльца раифского источника я взял из какой-то детской книжки. Там была простенькая заставка - переплетение травинок и цветочков. Я его чуть изменил, добавил несколько элементов. Самое главное, чтобы наши изделия смотрелись органично, соответствовали стилю конкретного здания и чтобы не выглядели как шуба с чужого плеча.

Как рассказали кузнецы, чтобы получилось такое произведение искусства, железо должно пройти несколько стадий: ковку, крутку, сварку, зачистку и сборку. Куется металл в кузнице в Айше, а сварка и сборка проходят в гараже Евгения Дмитриевича, откуда он «выселил» свою машину.

Ольга ИВАНЫЧЕВА.

news_right_column_240_400