ВЫКОВАННАЯ МОЛОТОМ В ЖЕЛЕЗЕ КРАСОТА
news_header_top_970_100

ВЫКОВАННАЯ МОЛОТОМ В ЖЕЛЕЗЕ КРАСОТА

Мастерами артели «Левша» Раифского Богородицкого монастыря сделаны удивительной красоты ажурные кованые узоры храмов, декоративные решетки, фонари, которыми любуются посетители обители.

Чтобы увидеть своими глазами, как делается эта красота, мы отправились за несколько километров от Раифы, в Айшу, где артель арендует помещение. Здесь мы и познакомились с людьми редчайшей профессии - кузнецами Евгением Гусевым и Алексеем Чекмаревым.

Процесс ковки завораживает... Небольшая металлическая заготовка отправляется в огонь. Минут через пять кусок холодного прочного железа прогревается до нужной кондиции и становится податливым как пластилин. На наковальне под четкими ударами молота Алексея металл приобретает причудливую форму. Работа эта ювелирная.

- Иногда приходится перековывать детали машин. К примеру, отработавшие свое шестеренки - отличные заготовки для кованых цветов. А самому делать заготовки для таких сложных элементов очень долго, - рассказал Алексей, продолжая работать молотом: надо ковать железо, пока горячо.

- Наверное, кузнецу большая сила нужна?

- Чтобы правильно кувалдой махать, требуется больше умения. Главное для кузнеца не сила, а точность. И внимательность. У нас перекрыли газ, и сейчас приходится работать на угле. А уголь требует гораздо большего внимания: чуть зазевался - и все сгорело.

- Где вы учились кузнечному мастерству?

- Моим учителем был Георгий Иванович Евгенев, который работал здесь. В кузнечном цехе на заводе все-таки промышленное производство, а тут - художественная ковка, каждая деталь делается вручную. И этому может научить только мастер.

- Да, мастеров художественной ковки очень мало, - подтвердил Евгений Дмитриевич. - Слышал, что кузнечное дело преподают в училище художественных промыслов в Екатеринбурге и все. Сам я занимался судостроением, был главным инженером нефтяной компании, в общем, с механикой знаком хорошо и решил попробовать свои силы в ковке.

- Вы работаете по заранее разработанным эскизам?

- Примерные наброски, конечно, делаем. Но эскиз - это только основа. Как правило, нарисуешь узор на бумаге, а начинаешь делать в металле - все меняется по ходу дела. Эскиз крыльца раифского источника я взял из какой-то детской книжки. Там была простенькая заставка - переплетение травинок и цветочков. Я его чуть изменил, добавил несколько элементов. Самое главное, чтобы наши изделия смотрелись органично, соответствовали стилю конкретного здания и чтобы не выглядели как шуба с чужого плеча.

Как рассказали кузнецы, чтобы получилось такое произведение искусства, железо должно пройти несколько стадий: ковку, крутку, сварку, зачистку и сборку. Куется металл в кузнице в Айше, а сварка и сборка проходят в гараже Евгения Дмитриевича, откуда он «выселил» свою машину.

Ольга ИВАНЫЧЕВА.