«Я сам!»

До определенного момента все действия детей примитивны - мячик катают, в коробку что-нибудь кладут... Ребенок не особенно задумывается, зачем он это делает, он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл.

news_top_970_100

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресекать или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя - это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не будет поводом для отказа от задуманного, а заставит удвоить усилия и в случае необходимости даже обратиться за помощью.

Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Малыш откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.

С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление - столь же остро он реагирует и на оценку своих действий. Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его «взрослых» инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось.

Малыш так старался полить все цветы в доме, что не прошел мимо сирени на обоях. Жаль, конечно, испорченных обоев и разбухшего паркета, но удержитесь от брани и объясните ему, что бумажные цветы не поливают. Выслушивая ваши доводы, он со временем усвоит все понятия нормативного и общепринятого.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100