Юлия Панфилова: Бытовой романс не так прост, как кажется

У романса в России были яркие периоды взлета и годы забвения. В 1929 году на Всероссийской музыкальной конференции в Ленинграде романс был признан контрреволюционным жанром и запрещен. Но даже в самые запретные времена люди продолжали петь эти трогательные, душевные песни.

news_top_970_100

В чем секрет популярности романса? Об этом наша беседа с лауреатом Международного конкурса русской песни и романса в Великобритании, дипломантом международного конкурса «Романсиада без границ» Юлией Панфиловой.

- История романса драматична. В тридцатые годы прошлого века он считался чуждым, буржуазным жанром, который «разлагает» и «растлевает» сознание советских людей. Но, несмотря ни на какие запреты, романс все равно жил и разными извилистыми путями находил путь к своим слушателям.

В России всегда были талантливые романсовые композиторы и исполнители. Например, Борис Фомин, которому, кстати, в этом году исполнилось бы 115 лет. Это был талантливейший человек. Он автор романсов «Только раз бывает в жизни встреча», «Дорогой длинною», «Эй, друг-гитара», «Твои глаза зеленые» и многих других произведений, которые знают все. В 1937 году Фомин был арестован и около года провел в Бутырской тюрьме. Во время Великой Отечественной войны он сочинил 150 фронтовых песен, создал фронтовой театр «Ястребок» при клубе МВД. Умер Борис Фомин в 1948 году, но его романсы поют до сих пор и будут петь всегда.

- Чем вас, профессиональную вокалистку, артистку хора театра оперы и балета им. М.Джалиля, привлек романс?
- Работа в театре - это колоссальная школа. Мы работаем с разными хормейстерами, дирижерами, режиссерами. Все это как правило люди талантливые, творческие, у всех есть чему поучиться. В хоре каждый должен ощущать себя не только частью единого целого, но и творческой единицей. Поэтому многие артисты нашего хора делают свои проекты на эстраде, в классике. Я романс любила всегда, но только несколько лет назад почувствовала, что готова исполнять его. Думаю, для романса надо созреть душой. Бытовой романс - это мое. Он мне ближе по духу. Свои самые любимые романсы представлю казанцам в программе «Времен связующая нить».

- А чем бытовой романс отличается от классического?
- Классический романс написан профессионалами-классиками - это Чайковский, Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Рахманинов. Он предполагает определенную манеру исполнения. А бытовой романс, как правило, проще и ближе к народу.

Но простота романса весьма обманчива. Он характерный: там есть сюжет, страсти. То есть каждый романс - это маленькая жизнь, и чтобы передать все чувства, эмоции, исполнителю нужно иметь определенный жизненный багаж за плечами. Городской романс создает ощущение тепла, близости, доверия. Зрителей и исполнителей объединяют эмоции - это дарит нам прекрасные мгновения, ведь романс - это и есть любовь!

Бытовой романс - понятие широкое. Он объединяет много романсовых направлений: жестокий романс, офицерский, городской, цыганский... В свое время были даже фабричные романсы.

Еще один важный нюанс - бытовой романс предполагает определенную свободу исполнения в отличие от классического, где все четко прописано по нотам. Но это не значит, что бытовой романс - это самодеятельность. Замечательные романсы сочиняли профессиональные современные композиторы, например, все знают и любят романсы из фильмов, которые написали Микаэл Таривердиев, Андрей Петров, Алексей Рыбников и которые уже стали классикой жанра.

- А сегодня романсы сочиняются?
- Да, некоторые композиторы присылают мне свои произведения, но это скорее песни, а не романсы. В моем репертуаре есть одно произведение нашего дирижера Рената Салаватова. Это лирическая песня, но она очень близка к романсу. Есть много интересных бардовских песен, но это тоже не романсы, а именно песни - там немного другая тематика, другая мелодика, другое настроение.

- Ваши выступления - это всегда живой качественный звук. В этом большая заслуга вашей команды - команды профессионалов, с которыми вы работаете. Интересно узнать, как сложилось ваше сотрудничество?
- Вы знаете, просто повезло! Непросто найти хороших профессионалов, а если они потом становятся единомышленниками и друзьями - это сказочная удача. С Зульфией Ибрагимовой и Маратом Аюповым я знакома четыре года, мы вместе делаем пятый концерт. Наши репетиции - это для меня и общение, и творчество, и обучение. Я очень благодарна Нине Григорьевне Короевой - режиссер концерта, она создатель особого мира. Я рада, что наше случайное знакомство на даче у друзей обернулось многолетним сотрудничеством.

- Как вы ощущаете, у современной публики интерес к романсу растет?
- Люди ходят на романсовые концерты, им это интересно, им это нужно. Это как откровенный разговор по душам. Романс предполагает камерную аудиторию, где более душевная атмосфера, более теплый настрой. Но есть исполнители романсов, которые собирают в Москве, Санкт-Петербурге огромные залы, и их концерты проходят с огромным успехом.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100