Недавно, покупая продукты на Центральном рынке, я стала очередной жертвой обвеса, чему нисколько не удивилась. Вернувшись к продавцу, вежливо попросила довесить товар. Бойкая торговка, ничуть не смутившись, тут же выполнила мою просьбу. А заодно объяснила, что я должна была сразу сказать, чтобы мне отпустили товар честно:
- Кому надо, так сразу и говорят! А вы чего же молчали?
А еще я от нее узнала, что обвешивают или обманывают везде - будь то простой магазин, рынок или дорогой супермаркет.
Первое приключение
Меня хорошо знали в магазине, куда я пришла, а услышав, что выполняю задание редакции газеты «Казанские ведомости», взяли на временную работу с распростертыми объятиями. О чем я и пожалела в первый же день, однако твердо решила доработать до конца недели, чтобы выяснить, так ли уж все безнадежно в современной торговле?
Магазин этот расположен на окраине города, в довольно-таки криминальном районе. Что подтвердилось в первый же день моего эксперимента. Когда в торговый зал зашел хорошо одетый, но с совершенно несоответствующим внешнему виду поведением молодой мужчина, напарница побледнела и моментально скрылась на складе, посоветовав мне сделать то же самое. Однако не за тем же я сюда пришла, чтобы прятаться от приключений! Впрочем, на этот раз ничего не произошло. Точнее, произошло, но совсем не то, чего я ожидала. Не успел мой видный клиент купить банку красной икры, как был скручен неизвестно откуда взявшимися милиционерами.
- Слава Аллаху! - облегченно вздохнула напарница, когда милицейская машина увезла покупателя. - На сей раз обошлось. А месяц назад этот тип пришел сюда навеселе и ни с того ни с сего наставил пистолет на одну из продавщиц, которая отказалась дать ему что-то в долг. Она сразу в обморок хлопнулась, а на другой день на работу не пришла. Вот так-то...
- Да, веселенькая тут у вас работа, оказывается, - сказала я. А про себя подумала: «Если такое в первый день произошло, что же будет дальше?»
Все что не прибито - мое!
Вскоре я познакомилась с еще одной характерной особенностью этой профессии: оказывается, надо не только отпускать товар, но и смотреть, чтобы его не сперли!
Мелкими кражами с витрин, открывающихся вручную, промышляют в основном подростки. И следить за ними, когда магазин заполнен покупателями, нет никакой возможности. Но этот факт никого не волнует, и в случае недостачи за все расплачивается продавец.
Редко кто из покупателей, слыша, как продавец слишком усердно расхваливает товар, не говорил ему:
- Да знаю я вас - вам лишь бы продать!
Однако мы все равно продолжаем расспрашивать о качестве товара: свежие ли продукты, вкусные ли, пробовали ли вы сами?
И правильно делаем! Потому что довольно-таки сложно сказать «да», когда твердо знаешь: нет. Я, например, не смогла и отвечала, что не знаю, или просто предлагала что-нибудь аналогичное. А иногда дело доходило до смешного. Например, мужчины частенько спрашивают:
- Девушка, у вас водка точно хорошая?
А я им в ответ:
- Очень! Вкусная, свежая, сама ее целыми днями пью!
После такого ответа у меня почему-то покупали все, что ни предложу.
Магазин - вторая «кухня»
Нет, любит все-таки наш народ сор из избы выносить, ох как любит! И магазины являются одним из центров сбора всевозможных сплетен, рассказов, историй и т.д. Каждый продавец за рабочий день наслушается столько всякого, что впору романы писать. А куда денешься - хочешь не хочешь, а выслушивать приходится, не станешь же обижать словоохотливых покупателей. К тому же в магазин приходят не только за продуктами, а кто-то - за советом, кто-то - пожаловаться, а кому-то просто надоело одиночество. А если честно, то и продавцам веселее от такого общения, даже про усталость забываешь. Ну и конечно же, в работе продавца всегда есть место юмору.
Однажды молодой человек, который уже в третий раз покупал полуторалитровый баллон пива, стал признаваться нам в своих чувствах:
- Девушки, я становлюсь в вас таким влюбленным. Честно... Вы такие красивые!
- Да мы верим, - смеются девчата. - После четвертой бутылки вы кого-нибудь и в загс позовете...
А вот другой случай. Два «веселеньких» друга заходят в магазин. Вдруг один замечает, что его товарищ остался стоять в дверях рядом с табличкой «Вход с собаками запрещен. Штраф 100 рублей».
- Ну что ты встал? Давай сюда скорее!
- Не-е-ет, здесь табличка висит - мне заходить нельзя!
В общем, веселый у нас народ, ничего на скажешь. И это замечательно!
Не позволяйте себя обманывать!
И наконец по теме обвеса, ради чего все и было задумано. Вот два основных совета, чтобы избежать этого:
всегда смотрите на весы, даже если вы в них ничего не понимаете;
забирайте свой чек. Не бойтесь обидеть, оскорбить своим поступком продавца. Это ваше право. А стесняться - глупо.
Не знаю, как в других, но в «моем» магазине стояли электронные весы, показывающие вес и стоимость до сотых грамма и копеек. Причем весы эти всегда были точно отрегулированы, ведь платить штрафы всевозможным проверяющим не хочется ни одному владельцу магазина. А мелкие обвесы того не стоят. Согласитесь, это большое преимущество магазина перед рынком. Думается, что и обсчеты в магазинах также весьма затруднительны из-за наличия кассовых аппаратов.
В общем, мой вывод таков: никто в магазине вас не обманет, если вы сами не позволите!
Кое-что о профессии
Я поняла, что продавец должен быть не только умелым и грамотным работником прилавка, но еще и зорким наблюдателем, почти разведчиком, воплощением храбрости, должен уметь понимать глухонемых и людей с дефектами речи. А самое главное, он обязан быть настоящим психологом.
Не скажу, что за неделю работы я всего этого добилась. Но такого опыта общения с огромным количеством совершенно разных людей у меня не было никогда. Впрочем, продолжать эти психологические опыты дальше не хотелось. Слишком дороги мне мои здоровье и нервы, да и зарплата продавца, вы уж поверьте, этого не стоит.
У прилавка стояла Чулпан МИННЕХАНОВА.