Зачем современные ученики провожают учителей после уроков

По ученику и об учителе судят, гласит пословица. Но всегда ли это объективно?

news_top_970_100
ДЕЛО УЧИТЕЛЬНИЦЫ. Недавно Казань всколыхнуло судебное разбирательство по делу учительницы, из-за рукоприкладства которой школьник стал инвалидом. Конечно, такая трагедия не могла остаться без внимания. Любой был бы возмущен одной только возможностью присутствия такого педагога в школе. Однако у медали всегда есть две стороны. Поэтому я решил попытаться разобраться в ситуации, сложившейся сейчас в российских школах. К счастью для меня (и к несчастью для всех нас), за примерами далеко ходить не надо. Видеопортал YouTube переполнен подобными сюжетами, так что провести свое расследование может каждый. Моя же цель - попытаться отстоять коллег (поскольку сам по образованию педагог) и разобраться в причинах агрессивного, а порой жестокого поведения школьников по отношению к учителям.ЖЕСТОКОЕ ВИДЕО. Первое, что меня удивило, и единственное, что порадовало, - я не нашел видео из Казани. Конечно, это вовсе не означает, что в нашем городе таких случаев нет. На своем личном опыте, а также на опыте моих друзей-педагогов я точно могу утверждать, что такие случаи имеют место быть и в казанских школах. Проанализировав несколько десятков видео со сценами издевательств, я выделил наиболее распространенную разновидность. На них ученики третируют, а то и откровенно издеваются над учителем с явной целью спровоцировать того на необдуманный поступок. Пока кто-то совершает одну отвратительную выходку за другой, одноклассник снимает это на камеру. Здесь для учеников главное - выставить своего педагога в невыгодном свете, скомпрометировать его, а иногда и просто шантажировать.Другие «режиссеры» снимают свои «фильмы» для того, чтобы выставить на всеобщее обозрение свою лихость и бесшабашность. Они вытворяют на уроках совершенно немыслимые вещи: танцуют на учительском столе, швыряют в педагогов разные предметы, хамят. Порой доходит и до рукоприкладства. На одном таком видео можно наблюдать, как школьник надевает на голову учительницы мусорное ведро. При этом чаще всего они также ставят перед собой цель запугать учителей, особенно женщин, не позволяя им выйти из класса. Например, на видео из Чебоксар подростки, раздевшись до трусов, бегают по школе в масках обезьян. Пресечь подобное  попытался молодой учитель истории, и был жестоко избит. Его госпитализировали с переломом носа и сотрясением мозга. Самый же шокирующий случай долго обсуждался по телевидению: в Иркутской области школьники избили 73-летнюю учительницу физкультуры, ветерана труда. На видео они обматывают ее волейбольной сеткой и бьют ногами. Все подробности этих ужасов можно легко найти на просторах интернета, хотя зрелище это не для слабонервных.КОММЕНТАРИИ К РОЛИКАМ могут стать пищей для размышления. В большинстве случаев происходит то, что в интернете называют «холивар». Проще говоря, активный спор между взрослыми людьми и «школотой». Грубое слово по отношению к школьникам здесь используется не просто так. Чаще всего эти «комментаторы» выражаются безграмотно и матом, одобряя действия своих кумиров на видео. К сожалению, комментарии взрослых также отличаются излишней экспрессией, призывая к насилию по отношению к таким «деятелям», а также одобряя насильственные действия со стороны учителей. Кроме того, многие видео имеют свою целевую аудиторию, привлекая своим названием школьников или же, наоборот, взрослых. На мой взгляд, такой подход крайне аморален.Из личного опыта могу сказать, что учителям-мужчинам тоже непросто. В прямом смысле слова приходится доказывать свою мужественность. Лихие девяностые давно прошли, но отголоски их встречаются и сейчас. В частности, часто нового учителя могут встретить из школы и «проводить до дома». Иногда такие проводы заканчиваются в больнице. Лично меня с неделю из школы встречал друг-десантник, чтобы я просто мог спокойно дойти до остановки. А ведь такое происходит и с молодыми учительницами, которые не способны за себя постоять. Такие случаи чаще всего замалчиваются учителями. И дело не только в попытке сохранить педагогический авторитет, но и в том, что инкриминировать что-то школьникам и доказать крайне сложно. А беседы с родителями ни к чему не приводят, потому что такие дети, как правило, из неблагополучных семей. ИЗ ШКОЛЬНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ студентки КФУ Ангелины Ширяевой:- Это ЧП произошло в десятом классе. Одна из учениц решила слегка «пошутить» над преподавательницей и положила ей на стол… презерватив. Молодая учительница биологии растерялась, не знала, как реагировать на подобное, и позвала на помощь социального педагога. Затем началось настоящее детективное расследование. Каждого из нас призвали к совести и попросили назвать имя негодяя, который так оскорбил молодого преподавателя. Но класс молчал. Тогда педагоги нашли метод, который помог выявить «шутника». Каждому из нас вручили лист бумаги, предложив описать наши действия с того момента, когда зашли в класс. Объяснение легко далось не всем, и «шутница» была изобличена.ТИХИЙ ТЕРРОРИЗМ также распространен. Учителю приходят звонки, эсэмэс, письма на электронную почту с угрозами. Конечно, с незнакомых номеров. Угрозы бывают самые разнообразные, вплоть до физической расправы и направленные в адрес семьи. Чаще объектом таких действий становятся женщины. Подобное случилось с моей одногруппницей в первую неделю ее педагогической практики, да и старшие коллеги о таком рассказывали. Главная сложность ситуации в том, что очень сложно что-то доказать. Приходится только терпеть этот стресс. Школьников вообще сложно в чем-то уголовно обвинить, а до 14 лет они и вовсе уголовной ответственности не несут.Помню, как я пришел в первый раз в школу на педагогическую практику. Старшеклассники на мое появление скривили рты и сказали: «Ой, он из «педюшника». Позже, когда я вернулся в школу полноправным учителем, младшие школьники относились ко мне уважительнее, хотя и там возникали проблемы. Почему все это происходит? Ведь с детства каждого из нас учат, что учителя - это самые уважаемые люди в нашей жизни после родителей. Уважай учителя, как родителя, призывает украинская пословица.ИЗ ШКОЛЬНЫХ  ВОСПОМИНАНИЙ  студентки КФУ Анны Будкиной:- Моя сестра окончила школу несколько лет назад. Насилия учителя к ним не применяли, однако уроки физкультуры все девочки посещали с большой неохотой. Дело в том, что их учитель физкультуры разрешал мальчикам, которые особо отличились на уроке, поддерживать девочек при подтягивании за деликатные места: грудь, талию, ягодицы. Да и сам физрук нередко позволял себе подобное. Девочки стеснялись говорить об этом своим родителям или директору. Их мучения прекратились только тогда, когда учитель ушел из школы по состоянию здоровья.Помню, как однажды учительница начальных классов не отпустила мальчика с урока в туалет. Терпеть уже не было сил, а идти против воли учителя ребенок не мог. Справить нужду ему пришлось прямо в классе. Ребята потом всячески над ним издевались. После произошедшего мальчик перестал общаться с классом, стал замкнутым и нелюдимым. А спустя некоторое время, не выдержав насмешек, перешел в другую школу. ПОДМЕНА ЦЕННОСТЕЙ. К сожалению, ничего подобного мы сейчас не наблюдаем. Дело не в кризисе нравственности в нашем обществе, а в банальной подмене ценностей. В наше время уважаем успешный человек. А успешный - это богатый. Учительский альтруизм не в почете, более того, зачастую даже презираем. Дети же куда более жестоки, чем взрослые, по своей природе. Они, еще морально незрелые, со всех сторон подвергаются информационному давлению. Что такое хорошо и что такое плохо, узнают из интернета и телевизора. А уважать учителя, по их мнению, нет никакого смысла. Действительно, зачем уважать человека, если он, по твоему мнению, ничего не добился? Поэтому начинать нужно с себя! Уважать людей, которые совершают подвиг ради воспитания чужих детей. Только научившись уважать других людей и их труд, можно научить этому других. А учителя должны остаться представителями одной из самых уважаемых профессий.

news_right_column_240_400