За последние 12 лет более чем в 2 раза увеличилось количество потребителей, которые знают о своих правах на возмещение ущерба. В 2006 году все дела, направленные Союзом потребителей РТ в судебные органы в защиту потребителей, были выиграны.
- До 1992 года, когда был принят российский Закон «О защите прав потребителей», люди просто не знали, куда обращаться и как защитить свои потребительские права, - вспоминает Диляра Мухачева, начальник отдела по предупреждению нарушений на потребительском рынке Госалкогольинспекции РТ. - В каждой сфере по оказанию тех или иных услуг существовали, да и сейчас существуют, свои правила, регулирующие отношения «поставщик услуг - потребитель». Разобраться во всем этом потребителю было сложно. Указанный закон объединил в себе и права потребителя и обязанности другой стороны во всех сферах. А вы знаете, что до 2001 года существовал параллельный российскому татарстанский Закон «О защите прав потребителей», принятый чуть позже, в 1997 году? Там были две статьи, которых очень не хватает в российском законе. Это статья, оговаривающая проведение НЕЗАВИСИМОЙ экспертизы, и статья, обязывающая исполнителя, изготовителя либо продавца услуг ЗНАТЬ Закон «О защите прав потребителей». Сегодня эта обязанность не регламентирована ни одним законодательным актом. Причем от этого незнания страдает как потребитель, так и тот, кто предоставляет ему какие-либо услуги. А вот дети в отличие от взрослых сведущи в Законе «О защите прав потребителей»: он изучается в школах, проводятся олимпиады, школьники показывают отличные знания. Растет новое поколение, которое будет прекрасно ориентироваться в законе!
- Как известно, в Америке права гражданина и потребителя защищаются особенно жестко, причем иногда ситуация доводится до абсурда. Ну кому из наших потребителей придет в голову подавать в суд на продавщицу всего лишь за то, что у нее не очень аккуратный перманент на голове! А в Америке судятся и выигрывают. Не претерпит ли со временем и наш закон послабления в пользу потребителей?
- Попытки усовершенствовать закон в пользу потребителя есть, и наверное, со временем они будут успешными. До абсурда доводить наши законодатели, конечно же, не будут!
Светлана ГОРДЕЕВА
За 2006 год в Госалкогольинспекцию РТ и ее территориальные органы поступило 17184 обращения граждан. Из них 82,2% приходится на сферу торговли; 5,2% - на сферу жилищно-коммунальных услуг; 6,9% - на сферу бытовых услуг; 5,7% - на сферу прочих услуг (туристические, связи, общественного питания, медицинские, транспорта, учреждений культуры и образования). В результате рассмотрения 88% обращений решено в пользу потребителей, им возвращены денежные средства на общую сумму около 49 млн. 267 тыс. рублей за некачественные товары и услуги. |