Золотой теленок «созрел»

30 января на Первом канале начинается показ 8-серийного художественного фильма «Золотой теленок» - самого ожидаемого телевизионного проекта наступившего года. В роли Остапа Бендера снялся Олег Меньшиков. До него образ Великого комбинатора с разной степенью успешности воплощали Сергей Юрский, Арчил Гомиашвили и Андрей Миронов. Похоже, что Олег Евгеньевич легко вписался в такую компанию, а создатели новой версии обещают совершенно новое прочтение всеми любимого творения Ильфа и Петрова.

news_top_970_100

О проекте много говорили с самого начала. Прежде всего потому, что в эту версию вошли фрагменты «Золотого теленка», ранее не опубликованные по цензурным соображениям и восстановленные дочерью Ильи Ильфа Александрой Ильиничной. Потом, когда роль Остапа Бендера согласился играть Олег Меньшиков, который обычно не снимается в сериалах. Многих удивило также то, что фильм доверили дебютанту Ульяне Шилкиной. В багаже выпускницы мастерской Хотиненко пока только опыт работы в рекламе и несколько серий «Убойной силы». Продюсеры проекта рискнули и... не прогадали! Получилось очень качественное ироничное кино, абсолютно лишенное штампов, со множеством свежих режиссерских решений. Правда, Остап в исполнении Олега Евгеньевича больше похож на подуставшего от жизни философа, чем на отпетого мошенника и авантюриста.

На роль Шуры Балаганова изначально пробовали Павла Деревянко, но в то время он уже был занят съемками в «Мертвых душах» Павла Лунгина, и в результате утвердили Никиту Татаренкова - ученика Меньшикова, актера «Театрального товарищества 814». Роль подпольного миллионера Корейко исполнил Алексей Девотченко, Паниковского - Леонид Окунев, Козлевича - Дмитрий Назаров, а Зосю - Ольга Красько. Роскошную пару составили Михаил Ефремов и Инга Оболдина, сыгравшие Васиссуалия и Варвару Лоханкиных. В фильме также приняли участие Михаил Светин (Фунт), Евгений Стычкин (Полыхаев), Александр Семчев (Берлага), Алена Бабенко (Серна Михайловна), Кахи Кавсадзе (Гигиенишвили) и многие другие.

Съемки сериала длились больше года, и за это время его создателям пришлось столкнуться с множеством трудностей. Когда съемочная группа приехала в Одессу, то выяснилось, что от города, воспетого Ильфом и Петровым, практически ничего не осталось. Думали даже снимать в павильоне, но в итоге все-таки остановились на натурных съемках - оказалось невозможным «построить» в декорациях чарующую атмосферу одесских улочек и неповторимый одесский юмор.

Во время съемок в Узбекистане стояла страшная жара, нередки были и песчаные бури. Люди просто падали в обмороки. А напоследок, буквально перед съемкой, у паровозов, которые были одними из персонажей фильма, сломались оси. Но в итоге их удалось починить вовремя, а отснятый материал стал просто украшением фильма.

Очень сложно было воссоздать автомобиль «Антилопа». Его собирали по старым фотографиям на базе «уазика». Пользовались тем, что попадалось под руку, - например, фары сделали из старинных самоварчиков. Управлять таким чудом техники смог только Дмитрий Назаров. Остается только удивляться, как актер со своим ростом помещался в небольшом салоне машины и, выкручивая крохотный руль, выполнял практически каскадерские трюки. Кстати, всего было сделано две «Антилопы» - одна для взрыва, другая для езды. Ульяна Шилкина сама не прочь выкупить экземплярчик - мало ли, может, на даче пригодится. Но автомобилем уже интересуется кое-кто из продюсеров. Не опоздать бы!

Художник по костюмам Лариса Лебедева скрупулезно изучала особенности одежды эпохи, в которой разворачивалось действие романа, прежде чем приступить к работе. За все время съемок пришлось сшить около двухсот оригинальных костюмов, из них четыре костюма для Олега Меньшикова. Штиблеты для него нашли у дизайнера Серджио Росси, а две пары сандалий для одесской и узбекской частей были сделаны специально.

Весь материал, как рассказывает оператор-постановщик Виктор Новожилов, снимался на кинопленку, только затем оцифровывался и монтировался. С помощью компьютерной графики убрали все издержки съемок в современном городе. Но Ульяна Шилкина старалась избегать обилия всяких модных компьютерных «примочек», только в нескольких сериях зрителей ожидают мультипликационные вставки.

Музыкальное оформление «Золотого теленка» доверили музыканту Алексею Паперному. Для фильма было написано более 20 инструментальных музыкальных композиций. Кстати, создатели сериала обещают, что Великий комбинатор, то бишь Олег Меньшиков, запоет.

Так что приятного просмотра, господа присяжные заседатели!

 

Раиса ВИВЧАРЕНКО,

г. Москва (специально
для «Казанских ведомостей»)

news_right_column_240_400