Сегодня в селе Сюкеевский Взвоз откроется мемориал в память о жертвах катастрофы. Напомним, на судне в момент крушения находился 201 человек, из них спаслись 79, 122 пассажира погибли. Закладка символического камня под строительство мечети и часовни в память о погибших прошла в сентябре прошлого года. Как сообщает пресс-служба Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, для желающих принять участие в церемонии открытия комплекса организованы два бесплатных автобусных рейса. Автобусы отправятся от здания Казанского речного порта в 8.30 и 9.00. Маршрут обслуживают два 45-местных комфортабельных экскурсионных автобуса «НефАЗ». После окончания мероприятий казанцы смогут вернуться обратно на этих же автобусах.
В память о той трагедии мы приведем хронологию тех дней.
Теплоход «Булгария» вышел из Казани в Болгар в двухдневный круиз выходного дня 9 июля 2011 года. Он уже имел крен на правый борт и неработающий правый двигатель. Маршрут круиза проходил по акватории Куйбышевского водохранилища. На борту находился 201 человек, из которых 147 человек - пассажиры.
10 июля в 11.15 «Булгария» вышла из города Болгар в обратный путь - в Казань. Внезапно началась гроза, и поднялся штормовой ветер. Примерно в 13.30 теплоход, проходя между 82-м и 81-м буем 1406-го километра реки Волга (в районе села Сюкеево) сильно накренился на правый борт. Позже специалисты скажут, что в шторм этот крен стал причиной попадания забортной воды в открытые иллюминаторы, расположенные практически над ватерлинией. В результате стремительного затопления внутренних помещений теплохода тот перевернулся на правый бок и затонул не более чем за 2 минуты на глубине 18 метров. До правого берега Волги было 2560 метров.
Сигнал бедствия с теплохода «Булгария» подать не успели, так как радиорубка была практически сразу же затоплена. На поверхность воды смогли выбраться только 79 человек, большую часть которых составляли члены экипажа.
Через некоторое время мимо спасшихся пассажиров, которые к тому времени скрепили спасательные плоты между собой, прошло два грузовых судна - сухогруз «Арбат» и баржа с толкачом «Дунайский-66», капитаны которых не остановились, чтобы оказать помощь терпящим бедствие. Примерно в 14 часов 30 минут в район крушения теплохода «Булгария» прибыл круизный теплоход «Арабелла», экипаж которого организовал спасательную операцию.
10 июля органами Следственного комитета России было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта).
Из-за чрезвычайной ситуации с теплоходом «Булгария» Президент Татарстана Рустам Минниханов прервал свой отпуск и работал в оперативном штабе на месте трагедии. По поручению Президента России на место трагедии прибыл глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, а также создана госкомиссия для расследования обстоятельств гибели «Булгарии» под руководством министра транспорта Игоря Левитина.
Позже Приволжская транспортная прокуратура заявила, что круиз совершался незаконно ввиду отсутствия лицензии на перевозку пассажиров у перевозчика, превышения разрешенного количества людей на борту на 50 человек и серьезных нарушений технического регламента эксплуатации. Росморречфлотом было принято решение поднять затонувший теплоход с использованием баржевых площадок и двух спецкранов, а после следственных мероприятий и технического исследования, по решению того же органа, теплоход должен быть утилизирован. Но перед этим необходимо было поднять на поверхность всех утонувших пассажиров, среди которых было много детей. На момент трагедии они находились в так называемом музыкальном салоне, где выступали аниматоры.
Спасательно-поисковая операция и работы по поднятию теплохода длились почти месяц. 25 июля уже на поднятом на поверхность судне был найден последний погибший. Всего погибло 122 человека, среди них 27 детей, 79 пострадали. В операции участвовали спасатели Татарстана, специалисты отряда «Центр «Лидер»» и «Центроспас» МЧС России, а также группа психологов. Всего было задействовано 170 водолазов, некоторые из которых работали при аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году.
12 июля в течение всего дня до позднего вечера жители и гости Казани приходили в речной порт к стихийно появившемуся народному мемориалу у причала №12, от которого отошел в последний рейс теплоход «Булгария», чтобы возложить цветы, поставить свечки, оставить детские игрушки и сладости. В 14 часов в присутствии выживших пассажиров, родственников погибших и простых горожан общим числом более 1000 человек прошла церемония памяти погибших с молитвами представителей православной церкви и мусульманского духовенства. Мероприятия проходили с участием первых лиц Республики Татарстан и полномочного представителя Президента России в Приволжском Федеральном округе Григория Рапоты, которые по окончании мероприятий в речном порту Казани вместе с родственниками погибших отправились в район крушения теплохода, где приняли участие в спуске на воду венков.
Уголовные дела были возбуждены в отношении генерального директора ООО «АргоРечТур», эксплуатировавшего судно, Светланы Инякиной, а также в отношении старшего эксперта камского филиала Российского речного регистра (структура, подведомственная Росморречфлоту) Якова Ивашова, выдавшего разрешение на эксплуатацию «Булгарии» в 2011 году.
За неоказание помощи тонущей «Булгарии» были привлечены к уголовной ответственности капитаны грузовых судов «Арбат» и «Дунайский-66», которые, по версии следствия, находились поблизости от места катастрофы. 15 июля как допустивший выпуск теплохода «Булгария» в круиз был уволен с занимаемой должности директор Казанского пассажирского порта Рашид Сафин. Кроме того, Приволжский транспортный прокурор в рамках проводимой проверки по факту происшествия с теплоходом «Булгария» внес представления об устранении нарушений закона начальнику управления на транспорте МВД по Приволжскому федеральному округу Владимиру Берглезову, так как его сотрудники своевременно не выявили безлицензионную деятельность ООО «АргоРечТур», и начальнику Волжского управления государственного морского и речного надзора (УГМРН) Ространснадзора Петру Комкову в связи с не проведением своевременных проверок затонувшего судна.
По заявлению Росимущества, выступающего от имени Российской Федерации, в отношении руководства ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство»» следственными органами камского линейного управления внутренних дел на транспорте было возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления полномочиями при передаче теплохода «Булгария» в аренду ООО «Бриз». Данная сделка была совершена без обязательного одобрения, установленного уставом ОАО «СК «КРП». Следствие установит, что капитан теплохода «Булгария» Александр Островский до последнего пытался спасти пассажиров и намеренно вел судно на мель, о чем свидетельствуют несколько характерных деталей: в частности, судно шло полным ходом, что подтверждается положениями приборов в рубке управления. Теплоход не дошел до мели примерно 40 метров.
Капитан сухогруза «Арбат» Юрий Тучин был обвинен в неоказании помощи терпящим бедствие при крушении теплохода «Булгария» и приговорен к штрафу в размере 130 тысяч рублей. Юрий Тучин стал первым осужденным по уголовным делам, связанным с крушением теплохода «Булгария». Также признали виновным капитана толкача «Дунайский-66» Александра Егорова и приговорили к штрафу в размере 190 тыс. рублей, не лишив при этом права занимать капитанскую должность.
Светлана Инякина была обвинена в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, в нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта, нарушении правил охраны труда.
Яков Ивашов обвиняется в неправомерной выдаче официальных документов, удостоверяющих соответствие оказываемых ООО «АргоРечТур» услуг требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, злоупотреблении должностными полномочиями из корыстной и иной личной заинтересованности. Старший помощник капитана теплохода «Булгария» Рамиль Хаметов - в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта.
Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов УПК РФ были обвинены в злоупотреблении должностными полномочиями из иной личной заинтересованности. Почти все они находятся под стражей.
Причинами аварии явилась совокупность следующих факторов: невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна. Так судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского Речного Регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию. Свою отрицательную роль сыграла низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.
Указом Президента РФ Дмитрием Медведевым за мужество и самоотверженность, проявленные при спасении людей в экстремальных условиях, капитана теплохода «Арабелла» Романа Лизалина наградили орденом Мужества.
В память о той трагедии мы приведем хронологию тех дней.
Теплоход «Булгария» вышел из Казани в Болгар в двухдневный круиз выходного дня 9 июля 2011 года. Он уже имел крен на правый борт и неработающий правый двигатель. Маршрут круиза проходил по акватории Куйбышевского водохранилища. На борту находился 201 человек, из которых 147 человек - пассажиры.
10 июля в 11.15 «Булгария» вышла из города Болгар в обратный путь - в Казань. Внезапно началась гроза, и поднялся штормовой ветер. Примерно в 13.30 теплоход, проходя между 82-м и 81-м буем 1406-го километра реки Волга (в районе села Сюкеево) сильно накренился на правый борт. Позже специалисты скажут, что в шторм этот крен стал причиной попадания забортной воды в открытые иллюминаторы, расположенные практически над ватерлинией. В результате стремительного затопления внутренних помещений теплохода тот перевернулся на правый бок и затонул не более чем за 2 минуты на глубине 18 метров. До правого берега Волги было 2560 метров.
Сигнал бедствия с теплохода «Булгария» подать не успели, так как радиорубка была практически сразу же затоплена. На поверхность воды смогли выбраться только 79 человек, большую часть которых составляли члены экипажа.
Через некоторое время мимо спасшихся пассажиров, которые к тому времени скрепили спасательные плоты между собой, прошло два грузовых судна - сухогруз «Арбат» и баржа с толкачом «Дунайский-66», капитаны которых не остановились, чтобы оказать помощь терпящим бедствие. Примерно в 14 часов 30 минут в район крушения теплохода «Булгария» прибыл круизный теплоход «Арабелла», экипаж которого организовал спасательную операцию.
10 июля органами Следственного комитета России было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта).
Из-за чрезвычайной ситуации с теплоходом «Булгария» Президент Татарстана Рустам Минниханов прервал свой отпуск и работал в оперативном штабе на месте трагедии. По поручению Президента России на место трагедии прибыл глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, а также создана госкомиссия для расследования обстоятельств гибели «Булгарии» под руководством министра транспорта Игоря Левитина.
Позже Приволжская транспортная прокуратура заявила, что круиз совершался незаконно ввиду отсутствия лицензии на перевозку пассажиров у перевозчика, превышения разрешенного количества людей на борту на 50 человек и серьезных нарушений технического регламента эксплуатации. Росморречфлотом было принято решение поднять затонувший теплоход с использованием баржевых площадок и двух спецкранов, а после следственных мероприятий и технического исследования, по решению того же органа, теплоход должен быть утилизирован. Но перед этим необходимо было поднять на поверхность всех утонувших пассажиров, среди которых было много детей. На момент трагедии они находились в так называемом музыкальном салоне, где выступали аниматоры.
Спасательно-поисковая операция и работы по поднятию теплохода длились почти месяц. 25 июля уже на поднятом на поверхность судне был найден последний погибший. Всего погибло 122 человека, среди них 27 детей, 79 пострадали. В операции участвовали спасатели Татарстана, специалисты отряда «Центр «Лидер»» и «Центроспас» МЧС России, а также группа психологов. Всего было задействовано 170 водолазов, некоторые из которых работали при аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году.
12 июля в течение всего дня до позднего вечера жители и гости Казани приходили в речной порт к стихийно появившемуся народному мемориалу у причала №12, от которого отошел в последний рейс теплоход «Булгария», чтобы возложить цветы, поставить свечки, оставить детские игрушки и сладости. В 14 часов в присутствии выживших пассажиров, родственников погибших и простых горожан общим числом более 1000 человек прошла церемония памяти погибших с молитвами представителей православной церкви и мусульманского духовенства. Мероприятия проходили с участием первых лиц Республики Татарстан и полномочного представителя Президента России в Приволжском Федеральном округе Григория Рапоты, которые по окончании мероприятий в речном порту Казани вместе с родственниками погибших отправились в район крушения теплохода, где приняли участие в спуске на воду венков.
Уголовные дела были возбуждены в отношении генерального директора ООО «АргоРечТур», эксплуатировавшего судно, Светланы Инякиной, а также в отношении старшего эксперта камского филиала Российского речного регистра (структура, подведомственная Росморречфлоту) Якова Ивашова, выдавшего разрешение на эксплуатацию «Булгарии» в 2011 году.
За неоказание помощи тонущей «Булгарии» были привлечены к уголовной ответственности капитаны грузовых судов «Арбат» и «Дунайский-66», которые, по версии следствия, находились поблизости от места катастрофы. 15 июля как допустивший выпуск теплохода «Булгария» в круиз был уволен с занимаемой должности директор Казанского пассажирского порта Рашид Сафин. Кроме того, Приволжский транспортный прокурор в рамках проводимой проверки по факту происшествия с теплоходом «Булгария» внес представления об устранении нарушений закона начальнику управления на транспорте МВД по Приволжскому федеральному округу Владимиру Берглезову, так как его сотрудники своевременно не выявили безлицензионную деятельность ООО «АргоРечТур», и начальнику Волжского управления государственного морского и речного надзора (УГМРН) Ространснадзора Петру Комкову в связи с не проведением своевременных проверок затонувшего судна.
По заявлению Росимущества, выступающего от имени Российской Федерации, в отношении руководства ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство»» следственными органами камского линейного управления внутренних дел на транспорте было возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления полномочиями при передаче теплохода «Булгария» в аренду ООО «Бриз». Данная сделка была совершена без обязательного одобрения, установленного уставом ОАО «СК «КРП». Следствие установит, что капитан теплохода «Булгария» Александр Островский до последнего пытался спасти пассажиров и намеренно вел судно на мель, о чем свидетельствуют несколько характерных деталей: в частности, судно шло полным ходом, что подтверждается положениями приборов в рубке управления. Теплоход не дошел до мели примерно 40 метров.
Капитан сухогруза «Арбат» Юрий Тучин был обвинен в неоказании помощи терпящим бедствие при крушении теплохода «Булгария» и приговорен к штрафу в размере 130 тысяч рублей. Юрий Тучин стал первым осужденным по уголовным делам, связанным с крушением теплохода «Булгария». Также признали виновным капитана толкача «Дунайский-66» Александра Егорова и приговорили к штрафу в размере 190 тыс. рублей, не лишив при этом права занимать капитанскую должность.
Светлана Инякина была обвинена в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, в нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта, нарушении правил охраны труда.
Яков Ивашов обвиняется в неправомерной выдаче официальных документов, удостоверяющих соответствие оказываемых ООО «АргоРечТур» услуг требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, злоупотреблении должностными полномочиями из корыстной и иной личной заинтересованности. Старший помощник капитана теплохода «Булгария» Рамиль Хаметов - в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта.
Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов УПК РФ были обвинены в злоупотреблении должностными полномочиями из иной личной заинтересованности. Почти все они находятся под стражей.
Причинами аварии явилась совокупность следующих факторов: невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна. Так судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского Речного Регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию. Свою отрицательную роль сыграла низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.
Указом Президента РФ Дмитрием Медведевым за мужество и самоотверженность, проявленные при спасении людей в экстремальных условиях, капитана теплохода «Арабелла» Романа Лизалина наградили орденом Мужества.