В Татарстане доля получателей адресных мер социальной поддержки от общего количества льготников на сегодня остается достаточно низкой - всего 27,6%. Объем категорийных льгот, то есть льгот, предоставляемых в зависимости от принадлежности к какой-либо льготной категории, без учета реальной нуждаемости по итогам 10 месяцев 2015 года составил порядка 7,8 миллиарда рублей. Это 68% от общих затрат, направляемых на социальную поддержку населения в республике. Получателями категорийных мер социальной поддержки являются 1,3 миллиона татарстанцев.

Критерии нуждаемости - в разработке

- Эльмира Амировна, насколько адресная поддержка эффективнее для льготников и государства?
- Помощь должна оказываться прежде всего тем, кто в ней действительно нуждается, тем, кто в силу болезни, других объективных причин не может обеспечивать себя. Поэтому на федеральном уровне ведется серьезная работа по разработке критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки населению.

В Татарстане всегда придерживались принципов адресности. Все меры социальной поддержки, установленные в республике в течение последних 10 лет, предоставляются с учетом доходов граждан.

Льготы по категорийному принципу - это не всегда справедливо. Например, два человека имеют одну и ту же льготную категорию «ветеран труда». Один продолжает работать, получает хорошую зарплату, а другой в силу состояния здоровья живет на одну маленькую пенсию. То есть доходы у них разные, а объемы льгот одинаковы.

Чтобы исправить эту социальную несправедливость, с 1 января 2016 года вступают в силу нормативные правовые акты, предусматривающие предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда и пенсионерам с учетом их доходов. Льготы будут получать те, чья величина среднемесячного дохода не превышает 20 тысяч рублей. Хочу особо подчеркнуть - на тех, кто уже является получателем мер социальной поддержки как ветеран труда, новые правила не распространяются.

Бизнес поворачивается к социальной сфере

- В минувшем году в Казани проходил международный социальный форум. Одна из важных тем, которую обсуждали там, - создание условий для прихода в сферу соцуслуг частного бизнеса. Проявляют ли бизнесмены интерес к социальной сфере?
- Развитие негосударственного сектора социального обслуживания - стратегически важна задача. Если в 2014 году мы только заявляли об этой проблеме, то в 2015 году уже на государственном уровне предприняты конкретные меры, чтобы сделать систему социального обслуживания более привлекательной для частного бизнеса, некоммерческих и благотворительных организаций. Например, внесены изменения в налоговое законодательство - для организаций, работающих в сфере социальных услуг, обнуляется налог на прибыль.

Правительством Российской Федерации было принято решение предоставить из федерального бюджета субсидии регионам на возмещение части затрат на субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания. Также были внесены изменения в СанПиН, исключающие излишне жесткие нормы регулирования в сфере соцобслуживания.

- Интересно, сколько в республике негосударственных организаций пришло в сферу соцуслуг?
- На сегодня заключены партнерские отношения с тремя негосударственными поставщиками. Они наряду с государственными организациями включены в Реестр поставщиков социальных услуг Республики Татарстан. Негосударственные организации предоставляют социальные услуги по реабилитации людей в Нижнекамске, Набережных Челнах и Казани. На данный момент негосударственными организациями обслужено 2338 человек, в том числе 755 детей-инвалидов. За оказанные социальные услуги этим организациям предоставляется компенсация из бюджета Республики Татарстан.

В дальнейшем планируем развивать негосударственный сектор и в сфере предоставления стационарных услуг населению.

Социальный контракт - спасательный круг

- Татарстан - один из пилотных регионов, где внедрялась новая форма социальной поддержки малообеспеченных и малоимущих семей - социальный контракт. Можно ли уже подводить первые итоги?
- Социальный контракт - не просто выплата пособий. Это взаимные обязательства государства и гражданина друг перед другом в оказании очень широкого спектра социальных услуг. В рамках контракта мы помогаем людям в трудоустройстве в сельских районах, где недостаточное количество вакантных мест, особое внимание уделяем развитию личного подсобного хозяйства. Если необходимо, оказываем помощь в лечении от алкоголизма, проведении более глубокого медицинского обследования. Можем одноразовой выплатой помочь оплатить большой долг за жилищно-коммунальные услуги… Вариантов помощи много. С 2011 года в Татарстане поддержка в рамках социального контракта оказана 1775 семьям.

- Как люди принимают эту помощь?
- Надо понимать, что мы даем человеку инструменты, которые он может использовать, чтобы выйти из тяжелой жизненной ситуации. А дальше необходимо действовать самому, самому нести ответственность за свою жизнь, за благополучие своей семьи. Однако не все, кто обращается за государственной социальной помощью, готовы менять свою жизнь. Многим проще лежать на диване, ничего не делать и жаловаться на судьбу, безденежье. Например, мы предлагаем человеку работу вахтовым методом с достойной зарплатой. А он отвечает: «Я работаю у себя в деревне сторожем за 3 тысячи рублей в месяц. Меня все устраивает. Не трогайте меня!»

- А кто решает, как и чем помочь конкретной семье?
- Социальный контракт заключается на заявительной основе. После того как человек подает заявление в органы социальной защиты, межведомственная комиссия исследует положение этой семьи, далее составляется программа социальной адаптации и конкретных эффективных шагов по преодолению трудной жизненной ситуации, намечаются сроки их исполнения. В комиссию входят специалисты отделений социальной помощи семье и детям, созданных в каждом муниципальном районе республики, представители органов занятости населения, социальной защиты, здравоохранения, образования, районных исполнительных комитетов. Это индивидуальная работа с каждым членом семьи. Если необходимо, подключаются психологи, органы опеки, правоохранительные органы. Только при таком комплексном подходе можно решить клубок сложных проблем, накопившихся в семье.

«Санаторий на дому» - удобно всем

- Для пожилых людей и инвалидов, которые не имеют возможности посещать реабилитационные центры, реализуется проект «Санаторий на дому»…
- Да, «Санаторий на дому» помогает человеку получать все необходимые медицинские и реабилитационные процедуры дома. Даже если человек одинок и болен, он все равно не хочет переезжать в дом престарелых, где ему будет обеспечен постоянный уход. Дома, в привычной для него обстановке, он чувствует себя более комфортно. Кстати, у нас в республике более 22 тысяч одиноко проживающих пенсионеров.

Обслуживают проект «Санаторий на дому» мобильные бригады, оснащенные всем необходимым оборудованием. Они созданы на базе всех 45 комплексных центров социального обслуживания населения, работающих в городах и районах Татарстана. Задача мобильных бригад - оперативное реагирование в разрешении экстренных ситуаций, которые создают угрозу для жизни и здоровья их подопечных. Особенно мобильные бригады актуальны для пожилых и инвалидов, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах.

- Какие специалисты в составе мобильных бригад?
- Медики, которые ставят уколы, контролируют артериальное давление, делают массаж, физиотерапевтические процедуры. Соцработники, юристы, специалисты Пенсионного фонда тоже готовы проконсультировать по всем вопросам по пенсиям, льготам, субсидиям. Они помогут собрать все необходимые документы и оформить социальные выплаты, положенные льготнику.

Две модели социального обслуживания

- Система социального обслуживания каких стран интересна для России?
- В мире существуют две противоположные модели социального обслуживания - американская и европейская.

Американская модель стремится максимально уменьшить влияние государственных структур в сфере соцзащиты. Там упор делается на собственные силы, личную инициативу человека, поддержку семьи. Официальная система социального обеспечения подключается только тогда, когда семья не может справиться с проблемой самостоятельно. При этом помощь рассматривается как временная экстренная мера.

Для европейской модели характерно преобладание государственного типа социальной поддержки. Там основная цель - не привязывать людей трудоспособного возраста к их престарелым родителям. Государство берет на себя обязанности по уходу за пожилыми, чтобы трудоспособные граждане имели возможность работать, приносить пользу обществу, экономике страны. При этом в европейских странах социальные службы ориентированы на то, чтобы использовать все возможности, дабы престарелые люди жили дома.

Говоря о системе социального обслуживания в Татарстане и России в целом, можно сказать, что это уникальная модель, основанная на адресной поддержке наиболее нуждающихся групп населения и активизации собственного потенциала человека, который в силу временных обстоятельств оказался в трудной жизненной ситуации.

В течение 2015 года осуществлено 772 экстренных выезда, в ходе которых обслужена 1107 пожилых граждан.