На днях мэр Казани Ильсур Метшин встретился в ратуше с Александром и его невестой Ольгой. Беседа длилась больше часа. Ильсур Раисович пообещал спортсмену оказать необходимую помощь в реабилитации.
- Почему для экспедиции был выбран именно китайский маршрут?
- Черник - опытный спортсмен. Его группа была самой сильной в нашей стране. С 1989 года он совершал по три похода в год, сплавлялся по всем российским рекам. В мае прошлого мы вместе совершили экспедицию в Турции, и тогда возникла идея попробовать сплавиться по китайской реке. О Юрункаш мы знали совсем немного. До того туристы совершали только пешие походы по каменистому берегу реки, так что кое-какая информация у нас была, карты были. Но этого оказалось недостаточно... Мы недооценили всю опасность и коварство реки.
До трагедии, в самые первые дни сплава, я говорил ребятам, что надо вернуться. В тот момент еще можно было уйти в горы по тропе, но меня не послушались. Да и я, видимо, плохо настаивал.
- Почему?
- Слишком велико было желание покорить реку, слишком много сил, средств было затрачено при подготовке экспедиции, чтобы бросить все на полпути.
- Да, казалось, были знаки свыше, что лучше отказаться от этой рискованной идеи. Так часто бывает. Статистика показывает, что на самолет, который потерпит крушение, многие пассажиры опаздывают, и самолет улетает без них. Словно Бог отводит от трагедии. Похожая ситуация была и у нас. Внезапно незадолго до поездки в Китай поменялся состав группы: один спортсмен, который должен был идти с нами, руку сломал, другой играл в регби и получил травму позвоночника...
- Многие не понимают, почему у вашей команды не было спутниковой связи.
- Черник никогда не брал в экспедиции спутниковый телефон. А у меня такой техники просто нет. Это дорогое удовольствие: только карточка стоит тысячу долларов, а вместе с самим телефоном примерно сто тысяч.
- Что помогло выжить в экстремальной ситуации?
- Помогала надежда на спасение. Бывали моменты, когда я приходил в отчаяние, но вспоминал Ольгу, которая ждет нашего ребенка, родителей, и мне удавалось брать себя в руки и не паниковать. Решающим для меня стал день 11 сентября, когда я впервые услышал шум вертолетов и понял, что нас ищут и все-таки найдут.
- Александр, когда планируете выйти на работу?
- С субботы я на больничном. Но как почувствую себя достаточно окрепшим, сразу же вернусь в фитнес-центр.
- А на сплав еще пойдете?
- Конечно, но не на такой сложный. Может быть, весной, после рождения ребенка. Очень хочется пойти вместе с женой. В прошлом году мы планировали совместную экспедицию, но Ольга тогда приболела, и мне пришлось идти одному. Так что у нас все впереди.
P.S. Побыв несколько дней дома, Александр поехал в Москву на похороны погибших товарищей Сергея и Ивана Черников и Владимира Сметанникова. Судьба Дмитрия Тищенко, принимавшего участие в экспедиции, до сих пор остается неизвестной. Поиски спортсмена продолжаются, но специалисты говорят, что шансов найти его живым практически нет. Остается только надеяться на чудо.