Аркадий ИНИН: Какая связь между Лениным и выборами президента России?

Известный писатель, сценарист Аркадий ИНИН недавно был гостем фестиваля студенческих театров малых форм вузов России «Икариада».

news_top_970_100

- Аркадий Яковлевич, наверное, всех интересует, что нового у вас в кино?

- Сценарии для кино я пишу, но их не берут. Мои друзья-продюсеры читают мои сценарии и говорят: «Старик, все здорово, но ты понимаешь, что я не могу вложить в это деньги». Я понимаю и не обижаюсь. Прекрасно отдаю себе отчет в том, что это просто не нужно зрителям. Основные зрители - те, кто платят за билеты, – молодежь от 14 до 25 лет. Выросло новое поколение с клиповым мышлением, на мое кино они не пойдут. А по-другому писать я не умею. Поэтому пишу сценарии для телесериалов.

- Неужели это проще?

- Там тоже есть свои проблемы. Не могу писать про уборщицу, которая превращается в бизнес-леди. Это выше моих сил. Ну не умею я этого! Рад бы, да не умею… Скоро выйдет сериал «Мины в фарватере» – история о трех молодых лейтенантах. В планах 12-серийный сериал о Ленине, Крупской, Арманд. Это душераздирающая история. Молодой человек и две женщины. У них были довольно сложные любовные отношения. И все это происходило на фоне мировой революции. Сценарий у меня купили, но съемки еще не начались. Говорят: «Подождем президентских выборов». При чем здесь выборы? Какая связь между Лениным и выборами президента? Я этого понять не могу.

Аркадий Инин - автор сценариев множества популярных фильмов. Среди них: «Однажды двадцать лет спустя», «Отцы и деды», «Одиноким предоставляется общежитие», «Единожды солгав», «Не сошлись характерами», «Частный детектив, или Операция «Кооперация», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди». Считает свои произведения сказками для взрослых. Любимые афоризмы: «Мир уцелел, потому что он смеялся», «Если нельзя, но очень хочется, то можно», «Если у вас нет чувства юмора, то у вас должно быть хотя бы чувство, что у вас нет чувства юмора».

- Интересно, по каким материалам вы писали сценарий?

- По самым разным плюс с потолка. Я действительно поднял много документов, писем. А все началось с того, что в журнале «Волга» прочел дневники Крупской, которые, как сообщалось, каким-то сложным путем попали в библиотеку Бостонского университета. Там было много деталей, подробностей. Но самое интересное, Крупская пишет, что это она, а не Фаня Каплан, стреляла в Ленина. Стреляла из-за ревности. О покушении не жалеет, но страдает от того, что невольно ранила одного рабочего. Все это было написано так искренне, так достоверно, что я купился… Оказалось, чистый розыгрыш! Его к 1 апреля придумал один детективщик. Но, клюнув на эту обманку, я собрал много материалов о Ленине и его окружении.

- Многие считают, что планка уровня современных юмористов резко снизилась. Вы с этим согласны?

- Да. Почему? Объясняю. Раньше, в советские времена, люди ждали от артистов намеков на правду, аллюзий. И когда получали их, то были счастливы. Сегодня мы работаем по 12 часов в день, приходим домой, падаем от усталости на диван у телевизора. И нам не надо тонкостей, не надо намеков, аллюзий – сделайте нам смешно и быстро! Падают штаны – и зрители умирают от смеха. Все, больше ничего не надо! Но это естественный процесс. Мы хотели жить в рыночном обществе? Пожалуйста. Но в рыночном обществе и искусство рыночное. В общем, за что боролись, на то и напоролись.

В 80-е годы мы с клубом «12 стульев» много ездили по стране, собирали полные стадионы и дворцы культуры. Причем не анекдоты рассказывали, а читали ироническую прозу. И не заметили, как все изменилось. Однажды на стадионе читали то же самое, но, как говорят, ушли под звук собственных каблуков – зрители уходили с концерта. Это произошло потому, что такой юмор стал никому не нужен. Сегодня у юмористов выбор один – либо зарабатывать деньги шутками «ниже пояса», либо уходить из зала под стук собственных каблуков и умирать с голода.

news_right_column_240_400