О ВИТАМИНАХ. У детей потребность во всех витаминах повышена, они более чувствительны к их недостатку, чем взрослые. Так, недостаток витамина А вызывает приостановку роста, снижение веса, а при недостатке витамина Д возникает рахит. Поэтому питание в школе разных возрастных групп должно строиться дифференцированно, с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Порции не могут быть слишком объемными. Большое значение имеют школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют потребность в еде и оказывают положительное влияние на самочувствие и успеваемость в течение дня. Калорийность завтрака в городских школах должна составлять примерно 25 процентов общей калорийности суточного рациона.
О ШОКЕ. При серьезных травмах - ранениях, сотрясениях мозга, переломах и т.д. - нередко развиваются общие сложные состояния организма: шок и коллапс. Эти осложнения сопровождаются резким ослаблением кровотечения в артериях, венах и капиллярах вследствие снижения температуры стенок сосудов или относительно большой потери крови. Потерпевший находится в сознании, но наблюдаются полная отвлеченность, слабый частый пульс, тихий голос, поверхностное дыхание, бледность, холодный липкий пот. Оба эти сложные, угрожающие жизни состояния имеют не совсем одинаковое происхождение, но по внешним признакам и способам первой помощи не отличаются друг от друга. Разница состоит в том, что для травматического шока характерным является фазовое развитие и сравнительно медленный переход из одной фазы в другую, это в основном зависит от накопления в центральной нервной системе болевых раздражителей с места повреждения; коллапс развивается быстро (резко падает давление крови), особенно часто это случается при быстрой потере крови. Потерпевшим, которые находятся в состоянии шока, оказывается следующая помощь:
- на поврежденное место необходимо наложить повязку;
- провести иммобилизацию поврежденных суставов;
- согреть потерпевшего (укутать);
- обеспечить полный покой;
- напоить теплым крепким чаем, кофе;
- дать вина или водки;
- вызвать врача.